28
Сайфутдиярова Елена Фаварисовна
Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы
Оценка учителями эффективности мероприятий по формированию безопасного поведения у учащихся общеобразовательных и коррекционных школ
Сайфутдиярова Е.Ф. Оценка учителями эффективности мероприятий по формированию безопасного поведения у учащихся общеобразовательных и коррекционных школ // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 4. С. 203-209. DOI https://doi.org/10.34216/2073-1426-2020-26-4-203-209
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2020-26-4-203-209
УДК: 159.923
Дата приема статьи в публикацию: 18.10.2020
Аннотация: В данной статье рассматривается проблема предотвращения попадания школьников всех возрастных групп в опасные ситуации. Автор статьи предлагает результаты проведенного опроса учителей начального и среднего звена общеобразовательных и коррекционных школ по оценке ими эффективности различных мероприятий в целях предупреждения опасных ситуаций, в которые могут попасть школьники разных возрастов. В исследовании участвовали учителя начального звена и учителя-предметники из общеобразовательной и коррекционных школ в количестве 149 человек. Были выявлены различия по предпочтениям учителей в выборе мероприятий по преодолению проблемы безопасности учащихся. Установлено, что наиболее эффективными мероприятиями по формированию безопасного поведения учащихся в различных ситуациях учителя считают проведение уроков по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности», активное привлечение родителей в целях защиты детей от опасных ситуаций. Наименее эффективными мероприятиями учителя считают демонстрацию и обсуждение уже произошедших опасных ситуаций с учащимися.
Ключевые слова: опасные ситуации, учителя общеобразовательных и коррекционных школ, учащиеся с сохранным интеллектом, учащиеся с нарушением интеллекта, эффективность мероприятий по формированию у учащихся безопасных форм поведения, работа с родителями, обучающие мероприятия по безопасности с участием специалистов, уроки по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»
Финансирование и благодарности: Работа выполнена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект № 19-013-00150 «Способности детей с нарушением интеллекта к распознаванию и избеганию опасных ситуаций»
Список литературы: Григорян Р.В. Педагогические условия и механизмы формирования навыков безопасного поведения младших школьников: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2008. 23 с. Мякишева М.В. Подготовка педагогов к воспитанию личности ребенка безопасного типа поведения // Человек и образование. 2014. № 1 (38). С. 56–60. Прудникова М.С. Психолого-педагогические детерминанты безопасного поведения детей в образовательной среде // Актуальные проблемы психологического знания. 2010. № 1 (14). С. 87–92. Пучкова Д.А. Формирование основ безопасного поведения при работе с интернет-средой у детей младшего школьного и подросткового возраста // Вестник Университета. 2015. № 11. С. 333–336. Berson I.R., Berson M.J., Desai S., Falls D., Fenaughty J. An analysis of electronic media to prepare children for safe and ethical practices in digital environments. Contemporary Issues in Technology and Teacher Education, 2008, № 8 (3), pp. 222–243. McLaughlin C. & Clarke B. Relational matters: A review of the impact of school experience on mental health in early adolescence. Educational & Child Psychology, 2010, vol. 27, № 1, pp. 91–103. Shmeleva E.A., Kislyakov P.A., Maltseva L.D., Luneva L.F. Psychological factors of the readiness of teachers to ensure social security in the educational environment. Psychology in Russia: State of the Art, 2015, vol. 8, № 1, pp. 74–85.
Информация об авторе: Сайфутдиярова Елена Фаварисовна, ORCID https://orcid.org/0000-0002-3821-5045, кандидат психологических наук, доцент, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, г. Уфа, Россия E-mail: saifi@inbox.ru