22
Рощина Наталья Владимировна
Костромской государственный университет
Психологические барьеры и ресурсы профессионального становления будущих учителей физической культуры
Рощина Н.В. Психологические барьеры развития профессионально-личностной компетентности будущих учителей физической культуры // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 4. С. 161-165. DOI https://doi.org/10.34216/2073-1426-2020-26-4-161-165
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2020-26-4-161-165
УДК: 378:796
Дата приема статьи в публикацию: 27.09.2020
Аннотация: В данной статье рассматриваются психологические барьеры личности, препятствующие развитию профессионализма будущего учителя физической культуры. Представлен анализ научных взглядов на феномен «психологический барьер», сформулировано рабочее определение данного понятия, изложены результаты эмпирического исследования, проведенного на выборке студентов Костромского государственного университета (n = 120), представляющие основные барьеры профессионализации и ресурсы их преодоления. Установлено, что для будущих учителей физической культуры на начальных курсах обучения доминирующими внешними психологическими барьерами на пути профессионализации являются: недостаток времени, непонимание со стороны сверстников, критика со стороны окружающих. Студенты старших курсов, более погруженные в будущую профессию, в качестве внешних барьеров отметили также обилие документации, жесткую конкуренцию в профессиональной деятельности, маленькую зарплату. Доминирующими внутренними барьерами профессионального развития для будущих учителей физической культуры являются лень, недостаток опыта, деструктивные эмоции, несерьезное отношение к профессии, страх собственной психолого-педагогической некомпетентности, стеснительность. Основными ментальными ресурсами преодоления психологических барьеров студенты называли готовность к саморазвитию, силу воли, упорство, социальную активность, чувство юмора. Социальными ресурсами являются эффективная работа педагогов вуза, общение с друзьями, помощь тренера, поддержка семьи, совет опытных людей, спорт, специальная литература.
Ключевые слова: будущий учитель физической культуры, профессионализация, психологический барьер, преодоление, ресурс
Список литературы: Алимова Е.Е. Психолого-педагогические особенности преодоления ценностно-смысловых барьеров педагогов руководителей в процессе повышения квалификации: автореф. дис. … канд. психол. наук. Ростов-на-Дону, 2011. 24 с. Загуменных Н.А. Психологические барьеры в процессе формирования индивидуального стиля деятельности учителя: автореф. дис. … канд. психол. наук. Курск, 2005. 25 с. Колобова Е.А., Самохвалова А.Г., Сокова Г.Г., Тимонина Л.И. Ролевая структура профессиональной деятельности преподавателя высшей школы // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 1. С. 136–144. Маркова А.К. Психология труда учителя. Москва, 1993. С. 83–84. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. Санкт-Петербург: ИГУП, 1999. 592 с. Путляева Л.В, Сверчкова Р.Т. Особенности познавательной деятельности в ситуации непосредственного общения. Мышление: процесс, деятельность, общение. Москва, 1982. 288 с. Шакуров Р.Х. Барьер как категория и его роль в деятельности // Вопросы психологии. Москва, 2001. № 1. С. 3–18. Филиппов А.В. Работа с кадрами. Психологический аспект. Москва, 1990. 167 с. Чуланова О.Л. Социально–психологические аспекты управления: эмоциональная компетентность в структуре softskills (значение подходы, методы диагностики и развития) // Науковедение: интернет-журнал. 2017. Т. 9. № 1.
Информация об авторе: Рощина Наталья Владимировна, ORCID https://orcid.org/0000-0002-4641-8571, старший преподаватель, Костромской государственный университет, г. Кострома, Россия E-mail: nata_roshchina@mail.ru