13
Гудзовская Алла Анатольевна
Институт изучения общественных явлений
Социальная и персональная идентичность одаренных учащихся начальной школы
Гудзовская А.А. Социальная и персональная идентичность одаренных учащихся начальной школы // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 4. С. 92-97. DOI https://doi.org/10.34216/2073-1426-2020-26-4-92-97
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2020-26-4-92-97
УДК: 371.3
Дата приема статьи в публикацию: 05.10.2020
Аннотация: В статье рассматриваются социальные факторы развития одаренности. Рассматриваются специфические особенности идентичности одаренных детей, обучающихся в третьем классе. В качестве социального фактора, влияющего на идентичность интеллектуально и академически одаренных детей возраста начальной школы, рассматривается их обучение в специализированном классе. Приводится анализ эмпирических результатов исследования социальной и персональной идентичности интеллектуально и академически одаренных учащихся третьих классов, обучающихся в специализированном классе. Методы исследования: тест «Дерево», контент-анализ текстов «Я человек». Идентичность одаренных учащихся многоуровневая, многокомпонентная, по дифференцированности опережает развитие идентичности их сверстников. У большинства одаренных детей, обучающихся в специализированном классе, отмечается удовлетворенность своей идентичностью. Вместе с тем отмечаются проблемы экологичности дифференциации учащихся в классы по уровню академической успешности. Сверстники одаренных детей, обучающиеся в той же школе, часто имеют негативную идентичность, то есть негативное самовосприятие.
Ключевые слова: Одаренность, академическая одаренность, интеллектуальная одаренность, социальная идентичность, персональная идентичность, негативная идентичность, контент-анализ, самовосприятие
Финансирование и благодарности: Работа выполнена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект 19-29-07489
Список литературы: Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. 420 c. Бурлакова И.А. Теория и практика современного отечественного дошкольного образования // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20. № 3. С. 35–43. Гудзовская А.А. Психология социальной зрелости. Самара: СИПКРО, 2014. 256 с. Гудзовская А.А., Самарцева О.К., Романова Е.Ю. Социальные ожидания педагогов в отношении образовательного учреждения // Социальные явления. 2016. № 1 (4). С. 23–32. Ермакова И.В., Цукерман Г.А. Типы поисковой активности учащихся в начальной и основной школе // Вопросы психологии. 2010. № 1. С. 15–23. Журба Н.Н. Социально-культурная деятельность классного руководителя с одаренными детьми во внеучебном пространстве школы // Казанский педагогический журнал. 2016. № 4 (117). С. 84–90. Ивлева М.Л. Научный этап развития психологической концепции одаренности. М.: Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ), 2012. 195 с. Эриксон Э.Г. Идентичность: юность и кризис. М.: Флинта, 2006. Ansbacher H.L. Alfred Adler's concepts of community feeling and of social interest and the relevance of community feeling for old age. Individual Psychology: Journal of Adlerian Theory, Research & Practice, 1992. Crano W.D., Prislin R. Attitudes and persuasion. Annu. Rev. Psychol., 2006, vol. 57, pp. 345–374. Merton Robert K. Social Theory and Social Structure, Free Press, 1968, p. 477. Myers D.G., Smith S.M. Exploring social psychology. New York, McGraw-Hill, 2012. Rosenthal R., Baratz S.S., Hall C.M. Teacher behavior, teacher expectations, and gains in pupils' rated creativity. The Journal of genetic psychology, 1974, vol. 124, № 1, pp. 115–121. Rubie-Davies C.M., Rosenthal R. Intervening in teachers' expectations: A random effects meta-analytic approach to examining the effectiveness of an intervention. Learning and Individual differences, 2016, vol. 50, pp. 83–92. Turner J.C. Social categorization and the self-concept: A social cognitive theory of group behavior, 2010. Wilson P., Long I. The big book of blob trees. Routledge, 2018.
Информация об авторе: Гудзовская Алла Анатольевна, ORCID https://orcid.org/0000-0002-3590-8786, кандидат психологических наук, доцент, Институт изучения общественных явлений, г. Самара, Россия E-mail: aag_1@rambler.ru