cheremisinova-is-vestnik-pip-2020-4.pdf |
- 25
- Принципы и критерии отбора и организации учебного речевого материала для формирования межкультурной иноязычной коммуникативной компетенции у студентов вуза
- Черемисинова И.С. Принципы и критерии отбора и организации учебного речевого материала для формирования межкультурной иноязычной коммуникативной компетенции у студентов вуза // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 4. С. 180-186. DOI https://doi.org/10.34216/2073-1426-2020-26-4-180-186
- DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2020-26-4-180-186
- УДК: 378
- Дата приема статьи в публикацию: 07.10.2020
- Аннотация: С позиции межкультурного и компетентностного подходов выделяются и анализируются принципы и реализующиеся в них критерии методического отбора и организации учебного речевого материала, необходимого для успешного формирования межкультурной иноязычной коммуникативной компетенции у обучающихся языкового вуза. В качестве методов исследования автор использует изучение научной методической литературы по проблеме отбора и организации учебного речевого материала, а также метод анализа и синтеза имеющихся принципов и критериев методического отбора и организации, исходя из цели формирования межкультурной коммуникативной компетенции у студентов языкового вуза. Руководствуясь данными методами, автор выделяет три принципа методического отбора и организации учебного речевого материала для формирования межкультурной иноязычной коммуникативной компетенции: принцип межкультурной направленности, функциональный принцип и принцип учебно-познавательной направленности. В соответствии с различной степенью важности учета данных принципов при отборе и организации они подразделяются на универсальные и вариативные. Каждый из принципов реализуется в ряде критериев, раскрывающих и конкретизирующих сущность данного принципа. Результатом теоретического исследования является авторский систематизированный перечень принципов и критериев методического отбора и организации для формирования межкультурной иноязычной коммуникативной компетенции у обучающихся языковых вузов.
- Ключевые слова: методический отбор и организация учебного речевого материала, их принципы и критерии, межкультурная иноязычная коммуникативная компетенция
- Список литературы: Красных В.В. От концепта текста и обратно (к вопросу о психолингвистике текста) // Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. 1998. № 1. С. 53–70. Куклина С.С. Средства организации учебной деятельности школьников по освоению иноязычной коммуникативной компетенции // Преподаватель XXI век. 2018. № 1-1. С. 198–207. Куклина С.С., Черемисинова И.С. Межкультурная иноязычная коммуникативная компетенция как основа обучения иноязычному общению в вузе // Язык и культура. 2018. № 41. С. 255–270. Липатова А.П. От дискурса к тексту и обратно: к вопросу о фольклорном текстообразовании // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Сер.: Гуманитарные науки. 2012. № 638. С. 288–299. Мазунова Л.К. Письмо как способ и средство сохранения фенотипа «человек культурный». М.: Наука, 2006. 304 с. Мильруд Р.П., Максимова И.Р.Учебный билингвизм: вчера, сегодня и завтра // Язык и культура. 2017. № 37. С. 185–204. Пассов Е.И. Основные вопросы обучения иноязычной речи. Воронеж: Воронежский государственный педагогический институт, 1976. Ч. 2.164 с. Семерджиди В.Н. Диалогичность дидактических текстов (на материале русского и английского языков) // Вестник Воронежского государственного университета. Сер.: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2009. № 2. С. 158–162. Тарева Е.Г. Межкультурное иноязычное образование. Лингводидактические стратегии и тактики / отв.ред. Е.Г. Тарева. М.: Логос, 2014. 232 с. Черемисинова И.С. Межкультурный дискурс как учебный речевой материал для формирования межкультурной иноязычной коммуникативной компетенции у обучающихся лингвистического вуза // Сибирский педагогический журнал. 2019. № 3. С. 110–119. Erlach C., Tröndle P., Ertl B., Stegmann K., Haibach C. & Mandl H. (2000) TuBI – ein virtuelles Seminar zur Text- und Bildgestaltung im Internet (Praxisbericht Nr. 23). München, Ludwig-Maximilians-Universität, Lehrstuhl für Empirische Pädagogik und Pädagogische Psychologie.