19
Чекалина Мария Сергеевна
Новосибирский государственный педагогический университет
Развитие компетенции «прогнозирование» как условия готовности к профессиональному самоопределению
Чекалина М.С. Развитие компетенции «прогнозирование» как условия готовности к профессиональному самоопределению // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 4. С. 139-146. DOI https://doi.org/10.34216/2073-1426-2020-26-4-139-146
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2020-26-4-139-146
УДК: 378
Дата приема статьи в публикацию: 16.10.2020
Аннотация: В статье представлены результаты исследования обусловленности компонентов прогнозирования регуляторно-волевыми качествами личности у юношей, готовых и не готовых к профессиональному самоопределению. В статье автор раскрывает специфику компетенции прогнозирования в условиях высшего образования. Выделяются два направления, в рамках которых рассматривается компетенция прогнозирования: как личностное качество и как «сквозное» умение, необходимое в любой профессиональной деятельности. В результате эмпирического исследования были выявлены различия в обусловленности готовности к профессиональному самоопределению в зависимости от развития компонентов прогнозирования. Так, у студентов, не готовых к профессиональному самоопределению, такие компоненты саморегуляции, как «планирование», «программирование», «оценивание результатов», «гибкость», «самостоятельность», обусловлены изменением настроения, самочувствия, активности. У студентов, готовых к профессиональному самоопределению, эти же компоненты саморегуляции обусловлены силой намерений юношей, развитием волевых качеств, способностью индивидуальной регуляции деятельности и всех регуляторных звеньев. Делая вывод, автор акцентирует внимание на роли преподавателя высшей образовательной организации в развитии компетенции прогнозирования.
Ключевые слова: прогнозирование, компетенция, саморегуляция, планирование, моделирование, программирование, гибкость, самостоятельность, готовность к профессиональному самоопределению
Список литературы: Абульханова К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. СПб.: Алетейя, 2001. 304 с. Байденко В.И., Оскарссон Б. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса // Профессиональное образование и формирование личности специалиста. М., 2002. С. 22–46. Барканова О.В. Методики диагностики эмоциональной сферы: психологический практикум. Красноярск: Литера-принт, 2009. Вып. 2. 237 с. Кирьякова А.В., Козловская Т.Н. Самоорганизация времени как фактор формирования «Образа будущего» студента университета. Нижний Новгород: ВГИПА, 2006. 142 с. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М.: Академия, 2004. 304 с. Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура и функции в произвольной активности человека. М.: Наука, 1998. 192 с. Новиков А.М. Профессиональное образование в России. М., 1997. 253 с. Пашукова Т.И., Допира А.И., Дьяконов Г.В. Практикум по общей психологии для студентов педагогических вузов: учебное пособие. М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1996. 127 с. Петрова В.Н. Методика изучения образа возможного будущего // Сибирский психологический журнал. 2002. № 16–17. С. 32–36. Повзун В.Д. Ценностное самоопределение личности в университетском образовании // Аксиология образования. Фундаментальные исследования в педагогике. М.: Дом педагогики, 2008. С. 40–88. Пряжников Н.С. Личная профессиональная перспектива // Педагогическая диагностика. 2007. № 6. С. 138–142. Чекалина М.С. Саморегуляция и ее компоненты как условие готовности к профессиональному самоопределению // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26. № 1. С. 65–71. Collins N. Motivation and Self-Regulated Learning: Theory, Research, and Applications (review) // The Journal of Higher Education, vol. 80, № 4, 2009 (July/August), pp. 476–479. Planning Promotes Goal Striving Peter M. Gollwitzer and Gabriele Oettingen // Handbook of self-regulation: research, theory, and applications / ed. by Kathleen D. Vohs, Roy F. Baumeister. United States, 2nd ed., 2010, 592 p.
Информация об авторе: Чекалина Мария Сергеевна, ORCID https://orcid.org/0000-0003-4615-4892, старший преподаватель кафедры психологии и педагогики, Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск, Россия E-mail: mari-serg28@mail.ru