28
Селезнева Ольга Владимировна
Военная академия материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулева в г. Омске, Омский автобронетанковый инженерный институт
Кузнецова Наталья Сергеевна
Военная академия радиационной, химической и биологической защиты имени Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко
Разработка системы учебных задач для экологической подготовки в военном вузе
Селезнева О.В., Кузнецова Н.С. Разработка системы учебных задач для экологической подготовки в военном вузе // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 3. С. 193-201. DOI https://doi.org/10.34216/2073-1426-2020-26-3-193-201
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2020-26-3-193-201
УДК: 355:502
Дата приема статьи в публикацию: 12.05.2020
Аннотация: Актуальность данной работы связана с недостаточным вниманием к теме методики обучения экологии в системе военного образования. Авторы на основе проведенного опроса утверждают, что для самостоятельной разработки системы учебных задач преподавателям вузов не хватает методического опыта и знаний. Цель статьи – определить ключевые требования, позволяющие разработать систему учебных задач на примере методических рекомендаций к системе учебных задач для экологической подготовки курсантов в рамках образовательного процесса военного вуза. Методологической базой послужили идеи деятельностного подхода, теории формирования предметных умений,оо а также труды ученых-методистов, раскрывающие психолого-педагогические аспекты применения учебных задач в процессе обучения для организации учебно-познавательной деятельности обучающихся. В качестве результатов исследования предложено обоснование модели разработки системы учебных задач на примере формирования экологической составляющей военно-профессиональных компетенций. Приведены примеры реализации междисциплинарных связей при разработке системы учебных задач, типология задач с учетом их использования на разных этапах формирования умственных действий, подход к разработке текстов задач, направленных на непроизвольное запоминание экологического материала. Текст содержит примеры авторских текстов экологических задач, ориентированных на подготовку курсантов по направлению специальности 23.05.02 «Транспортные средства специального назначения».
Ключевые слова: учебные задачи, решение задач, методика обучения экологии, военное образование.
Список литературы: Байдак В.А. Алгоритмическая направленность обучения математике: книга для учителя. Омск: Изд-во ОмГПУ, 1999. 100 с. Габай Т.В. Педагогическая психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2003. 240 с. Герасимова И.В., Шелонцев В.А. Технология проектирования систем задач: определение химических понятий: учеб.-метод. пособие. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2004. 28 с. Грачев И.И., Пономарева О.Н., Евдокимов О.В. Разработка учебных материалов высшей военной школы в соответствии с паспортом компетенции // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1 (ч. 1). URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19233 (дата обращения: 03.10.2018). Данилов Р.М. О некоторых особенностях формирования фондов оценочных средств в ДВЮИ МВД России // Совершенствование образовательных программ, планирование и реализация учебного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ВО: материалы межвуз. учеб.-метод. конф.; под ред. В.А. Гусева, В.В. Омельяновича, Л.В. Леонович. Омск: Омская академия МВД России. 2018. Вып. 2. С. 38–42. Куприянова С.А. Учебная задача как средство формирования профессиональных компетенций будущего учителя // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2016. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uchebnaya-zadacha-kak-sredstvo-formirovaniya-professionalnyh-kompetentsiy-buduschego-uchitelya (дата обращения: 09.04.2020). Луговской К.И. Системы учебных задач в курсе информатики: требования, цели и свойства // Вестник Московского университета. Сер. 20. Педагогическое образование. 2016. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistemy-uchebnyh-zadach-v-kurse-informatiki-trebovaniya-tseli-i-svoystva (дата обращения: 09.04.2020). Пономарева О.Н., Целыковских А.А., Пятин М.А., Грачев И.И. Высшее образование: тестовые задания эколого-ориентированного содержания // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. 2016. № 2 (38). С. 179–189. Полякова О.О. Формирование профессионального мышления: проблема универсальной теоретической модели // Интеграция образования. 2003. № 2. С. 141–145. Селезнева О.В. Содержание курса экологии для обучения специалистов автотехнического обеспечения войск // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2018а. № 2 (32). С. 134–142. Селезнева О.В. Экологическая компетентность в модели выпускника военного вуза // Мир образования – образование в мире. 2018б. № 1 (69). С. 81–89. Селезнева О.В. Оценка качества экологической подготовки военного специалиста в рамках образовательного процесса в вузе // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2019. № 1 (35). С. 122–130. Усова А.В. Совершенствование системы естественнонаучного образования в школе. Цели, задачи исследования, поиск методов и средств их решения: монография / А.В. Усова, М.Д. Даммер, В.С. Елагина, М.Ж. Симонова. Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2002. 135 с. Федорова И.Р. Теоретические аспекты системы проектирования учебных задач для формирования общих компетенций студентов системы среднего профессионального образования // Ped.Rev. 2017. № 3 (17). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-aspekty-sistemy-proektirovaniya-uchebnyh-zadach-dlya-formirovaniya-obschih-kompetentsiy-studentov-sistemy-srednego (дата обращения: 09.04.2020). Чаплыгин В.Ф. Поэтапное формирование умственных действий и понятий // Ярославский педагогический вестник. 2010. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/poetapnoe-formirovanie-umstvennyh-deystviy-i-ponyatiy (дата обращения: 13.04.2020). Шелонцев В.А., Логиновская Е.В., Ждан Н.А. Проектирование и использование систем учебных задач для формирования предметных умений школьников // Омский научный вестник. 2007. № 4 (58). С. 168–170. Шелонцев В.А., Герасимова И.В., Пашина М.В., Аблова И.М. Сравнительный анализ продуктивности запоминания учебного материала по химии и биологии // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2019. № 4 (38). С. 114–122
Информация об авторе: Селезнева Ольга Владимировна, ORCID https://orcid.org/0000-0003-3973-4418, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физико-математических дисциплин Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулева в г. Омске, Россия. E-mail: olsel55@ya.ru
Информация о соавторе: Кузнецова Наталья Сергеевна, ORCID https://orcid.org/0000-0003-1818-3602, кандидат технических наук, доцент Костромского государственного университета, г. Кострома, Россия. E-mail: leto044@yandex.ru