27
Купцов Серей Евгеньевич
Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского
Синицын Игорь Сергеевич
Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского
Содержательные и методические основы изучения глобальных проблем человечества в рамках учебного предмета «География» на основе потенциала урочной и внеурочной деятельности
Купцов С.Е., Синицын И.С. Содержательные и методические основы изучения глобальных проблем человечества в рамках учебного предмета «География» на основе потенциала урочной и внеурочной деятельности // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 3. С. 187-192. DOI https://doi.org/10.34216/2073-1426-2020-26-3-187-192
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2020-26-3-187-192
УДК: 372.8:91
Дата приема статьи в публикацию: 15.05.2020
Аннотация: Современное географическое образование переживает этап обновления содержания. В условиях глобализации и постоянно возникающих проблем и противоречий, носящих общечеловеческий характер проявления, ключевым сюжетом школьного географического образования на уровне старшей школы могут стать глобальные проблемы человечества, изучение которых позволит не только сформировать комплекс образовательных результатов, закреплённых нормативными документами, но и содействовать у школьников становлению глобального типа мышления и поведения, обеспечить формирование ценностного отношения к окружающей действительности и понимание значимости собственной деятельности, направленной на обеспечение устойчивости и сбалансированности развития всего человечества. В настоящей статье определяются содержательные основы изучения глобальных проблем человечества по шести контекстам, имеющим личностный аспект для учащихся. В статье представлена методическая система изучения глобальных проблем человечества в процессе как урочной, так и внеурочной деятельности и представляющая собой совокупность целевого (цель-идеал и цель-средство, соотнесенные с компонентами изучения: когнитивным, праксиологическим и аксиологическим), содержательного (контексты изучения глобальных проблем и уровни их рассмотрения), процессуального (формы, приемы, методы и технологии обучения, обеспечивающие комплексный характер изучения глобальных проблем современности), результативно-оценочного (критерии, показатели и уровни овладения содержанием о глобальных проблемах человечества) блоков.
Ключевые слова: географическое образование, глобализация, глобальные проблемы человечества, глобалистический компонент школьного географического образования, методическая система, урочная деятельность, внеурочная деятельность
Список литературы: География мира: в 3 т. / Н. В. Каледин и др.; под ред. Н. В. Каледина, Н. М. Михеевой. Москва: Изд-во «Юрайт», 2020. Т. 1: Политическая география и геополитика: учебник и практикум для вузов. 389 с. Гладкий Ю.Н., Сухоруков В.Д. Экономическая и социальная география зарубежных стран: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. М.: Издательский центр «Академия», 2013. 400 с. Глобальные социоприродные процессы и системы: учебное пособие / И.И. Абылгазиев, Р.Р. Габдуллин, И.В. Ильин и др. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2011. 256 с. Кондратьева И.В. Глобальные проблемы на планете и причины их возникновения // Актуальные проблемы экологии и природопользования: сб. ст. по материалам III Всерос. (национальной) науч.-практ. конф. / под общ. ред. С.Ф. Сухановой. 2019. С. 36–41. Купряшкин И.В. Проблема классификации глобальных проблем современности // Вестник научных конференций. 2016. № 9–5 (13). С. 119–121. Масленников М.И. Теоретико-методологические подходы к анализу и классификации глобальных проблем современности // Журнал экономической теории. 2010. № 3. С. 132–138. Синицын И.С. Организация учебной деятельности учащихся по освоению содержания темы «Глобальные проблемы человечества» / И.С. Синицын, Т.И. Барабанова, Т.Г. Иванова и др. // Ярославский педагогический вестник. 2016. № 6. С. 83–88. Синицын И.С., Купцов С.Е. Идеи глобализма и футуризма как концепты обновления содержания географического образования // Современное географическое образование: проблемы и перспективы развития: материалы IV Всерос. науч.-практ. конф. Москва, 2020. С. 27–31. Социально-экономическая география: учебник для вузов / М.М. Голубчик, С.В. Макар, А.М. Носонов, Э.Л. Файбусович. Москва: Изд-во «Юрайт», 2020. 475 с. Урсул А.Д. Становление глобального мышления: пространственно-временной ракурс // Пространство и время. 2012. № 3 (9). С. 61–67. Чащин Е.В. Формирование представлений о глобальных проблемах современности в информационном обществе и источники спекуляций на этой теме // Вестник Пермского университета. Сер. Философия. Психология. Социология. 2013. № 1. С. 18–29.
Информация об авторе: Купцов Сергей Евгеньевич, ORCID https://orcid.org/0000-0002-0269-2229, аспирант, ассистент, ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского», г. Ярославль, Россия. E-mail: djkupcov@mail.ru
Информация о соавторе: Синицын Игорь Сергеевич, ORCID https://orcid.org/0000-0002-7096-1005, кандидат педагогических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского», г. Ярославль, Россия. E-mail: 1010.86@mail.ru