17
Кирпичник Ольга Владимировна
Костромской государственный университет
Екимчик Ольга Александровна
Костромской государственный университет
Копинг и благополучие родителей детей с синдромом Дауна: контент-анализ нарративов
Кирпичник О.В., Екимчик О.А. Копинг и благополучие родителей детей с синдромом Дауна: контент-анализ нарративов // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 3. С. 112-120. DOI https://doi.org/10.34216/2073-1426-2020-26-3-112-120
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2020-26-3-112-120
УДК: 159.9:616
Дата приема статьи в публикацию: 01.07.2020
Аннотация: В статье рассматривается актуальная проблема совладания родителей со стрессовой ситуацией диагноза ребенка с генетическими особенностями. Сделана попытка определить: какие копинг-стратегии и ресурсы не только способствуют совладанию родителей с ситуацией диагноза ребенка, но и субъективному благополучию родителей? Авторами обсуждаются результаты контент-анализа историй кровных родителей детей с синдромом Дауна, полученные от благотворительных организаций-попечителей и из открытых источников (n = 52). Анализируются эмоциональный аспект переживания ситуации, трудности на этапе узнавания диагноза, копинг-стратегии, ресурсы, задействованные в процессе принятия и совладания, субъективное благополучие родителей на этапах узнавания диагноза и этапа интервью (через 1–12 лет). При анализе различий использовался многофункциональный критерий углового преобразования Фишера. В восприятии и оценке трудностей у матерей и отцов нет различий на этапах узнавания диагноза и момента интервью, но существуют достоверные различия в ресурсах и стратегиях совладания с этими трудностями. Особенности трудностей на разных этапах, различия в структуре ресурсов и интенсивности стратегий совладания (особенно у матерей) свидетельствуют о динамике переживания ситуации и адаптации к ней.
Ключевые слова: нарративы, контент-анализ, копинг, ресурсы, семьи детей с ОВЗ, синдром Дауна, благополучие
Финансирование и благодарности: Исследование поддержано Министерством высшего образования и науки FZEW-2020-0005
Список литературы: Грозная Н.С. Семьи, воспитывающие детей с синдромом Дауна: что мы знаем и что еще предстоит узнать // Синдром Дауна. XXI век. 2011. № 1 (6). С. 62–63. Жизненные траектории лиц с ограниченными возможностями здоровья через призму качества жизни / под ред. С.А. Хазовой (отв.ред.), Т.Н. Адеевой, И.В. Тихоновой. Кострома: Костромской печатный дом, 2019. 200 с. Кирпичник О.В. Роль ценностных ориентаций в психологическом благополучии и совладании взрослых, вовлеченных в воспитание детей с ОВЗ (генетическими заболеваниями) // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. № 4. С. 83–88. Крюкова Т.Л. Методы изучения совладающего поведения: три копинг-шкалы. Кострома: КГУ им. Некрасова, 2010. 64 c. Крюкова Т.Л., Сапоровская М.В., Куфтяк Е.В. Психология семьи: жизненные трудности и совладение с ними. СПб.: Речь, 2005. 240 с. Крюкова Т.Л., Екимчик О.А., Опекина Т.П. Психология совладания с трудностями в близких (межличностных) отношениях. Кострома.: КГУ, 2019, 340 с. Малярчук Н.Н., Криницына Г.М., Пащенко Е.В., Отева Н.И. Проблемы и ресурсы семей, воспитывающих детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии // Вестник Мининского университета. 2019. № 2 (27). С. 8–11. Митина О.В., Евдокименко А.С. Методы анализа текста: методологические основания и программная реализация // Вестник Южно-Уральского университета. Серия: Психология, 2010. № 40. С. 29–38. Ньюман Л. Неопросные методы исследования // Социологические исследования. 1998. № 6. С. 119–129. Пермякова М.Е., Муртазина М.А. Субъективное ощущение счастья у матерей и их детей юношеского возраста // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. 2016. № 1 (147). С. 85–92. Сергиенко А.И., Холмогорова А.Б. Посттравматический рост и копинг-стратегии родителей детей с ограниченными возможностями здоровья // Консультативная психология и психотерапия. 2019. Т. 27. № 2. С. 8–26. DOI 10.17759/cpp.2019270202 Ткачева В.В. Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья: учебник для студентов учреждений высшего образования. М.: Издательский центр «Академия», 2014. 272 с. Davys D., Mitchell D., Martin R. Fathers of people with intellectual disability: a review of the literature. J Intellect Disabil Res, 2016, 21 (2): 175–96. Sullivan A. (2002) Gender differences in coping strategies of parents of children with Down syndrome. Down Syndrome Research and Practice, 8 (2), 67–73. DOI 10.3104/reports.132. Downsideup: сайт благотворительного фонда. URL: https://downsideup.org/ (дата обращения: 20.06.2020).
Информация об авторе: Кирпичник Ольга Владимировна, соискатель, ORCID https://orcid.org/0000-0002-4374-1541, Костромской государственный университет, г. Кострома, Россия E-mail: ovkirpichnik@yandex.ru
Информация о соавторе: Екимчик Ольга Александровна, кандидат психологических наук, доцент, ORCID https://orcid.org/0000-0001-6527-0210, Костромской государственный университет, г. Кострома, Россия E-mail: olga-ekimchik@rambler.ru