31
Кирилловых Александра Александровна
Вятский государственный университет
Полимодальное упражнение как средство формирования профессионально ориентированной иноязычной коммуникативной компетенции у обучающихся нелингвистического вуза
Кирилловых А.А. Полимодальное упражнение как средство формирования профессионально ориентированной иноязычной коммуникативной компетенции у обучающихся нелингвистического вуза // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 3. С. 213-218. DOI https://orcid.org/10.34216/2073-1426-2020-26-3-213-218
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2020-26-3-213-218
УДК: 378
Дата приема статьи в публикацию: 18.07.2020
Аннотация: В статье актуализируется проблема поиска эффективных средств формирования профессионально ориентированной иноязычной коммуникативной компетенции, которая сегодня выступает в качестве цели-результата иноязычного образования по нелингвистическим направлениям подготовки. Анализ работ по проблеме за последние несколько десятилетий показал, что чаще всего в качестве средства формирования компетенции рассматривается та или иная технология, специально смоделированная для конкретного профиля с учетом определенных условий образовательной среды, а также ставящая в приоритет один или несколько видов речевой деятельности, и потому обладающая слабой адаптационной и компетентностно-развивающей способностью. В связи с этим цель данной статьи – представить модифицируемое полимодальное упражнение как более универсальное и компетентностно ориентированное средство и обосновать целесообразность его использования в профессионально ориентированном иноязычном образовании. В ходе исследования была представлена модель такого упражнения, сформулировано его определение и обозначены психолого-педагогические и методические положения, обусловливающие уместность его использования для формирования профессионально ориентированной иноязычной коммуникативной компетенции у обучающихся нелингвистического вуза. В заключении делается вывод о том, что модифицируемое полимодальное упражнение обладает высоким адаптационным потенциалом, служит интенсификации и оптимизации иноязычного образования и, следовательно, может стать эффективным средством достижения ожидаемых результатов.
Ключевые слова: полимодальное упражнение, модифицируемое полимодальное упражнение, профессионально ориентированная иноязычная коммуникативная компетенция, профессионально ориентированное иноязычное образование, нелингвистический вуз.
Список литературы: Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: ИКАР, 2009. 448 с. Ариян М.А., Шамов А.Н. Основы общей методики преподавания иностранных языков: теоретические и практические аспекты: учебное пособие. М.: ФЛИНТА: Наука, 2017. 219 с. Бельтюкова Н.П. Формирование профессионально-ориентированной иноязычной коммуникативной компетенции у экономистов-бакалавров // Язык и культура. 2012. № 2 (18). С. 102−109. Гусельникова М.Л. Работа со смоделированным многофункциональным текстом в преподавании русского языка как иностранного // Филологический класс. 2017. № 1 (47). С. 25−28. Зимняя И.А., Неманова Р.П., Петропавлова Л.В. Взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности // Русский язык за рубежом. 1986. № 5. С. 56−62. Зимняя И.А. Психология обучения неродному языку: (на материале русского языка как иностранного). М.: Русский язык, 1989. 219 с. Киреев М.Н., Киреева Н.В., Коренева Е.Н. Формирование коммуникативной культуры и коммуникативно-практических навыков в процессе изучения русского языка как иностранного: речемыслительная деятельность и активное общение // Наука, искусство, культура. 2019. № 3. С. 146−160. Лосев А.Ф. Дерзание духа. М.: Изд-во полит. лит-ры, 1989. 370 с. Мандель Б.Р. Современная педагогическая психология: Полный курс: иллюстрированное учеб. пособие. М.; Берлин: Директ-Медиа, 2015. 828 с. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. URL: http://zdcollege.ru/docs/vospitanie/patriot/nr-f-doctrina.pdf (дата обращения: 12.05.2020). Новоселов М.Н. Иноязычная профессиональная коммуникативная компетенция: определение понятия в логике уровневого образования (бакалавриат и магистратура) // Фундаментальные исследования. 2013. № 11 (ч. 6). С. 1236−1239. Пассов Е.И. Сорок лет спустя, или Сто и одна методическая идея. М.: Глосса-Пресс, 2006. 240 с. Пассов Е.И. Терминосистема методики, или Как мы говорим и пишем. URL: https://rucont.ru/efd/343307 (дата обращения: 23.06.2020). Шеманаева М.А. Принцип многоцелевых упражнений и заданий на развитие субъектной позиции в программах дополнительного профессионального иноязычного образования // Известия ВГПУ. 2016. № 8 (112). С. 90−97. Nan C. Implications of interrelationship among four language skills for high school English teaching. Journal of Language Teaching and Research, 2018, № 9(2), pp. 418−423. Tesch B. Kompetenzorientierte Lernaufgaben im Fremdsprachenunterricht: konzeptionelle Grundlagen und eine rekonstruktive Fallstudie zur Unterrichtspraxis (Französisch). Frankfurt am Main: Peter Lang, 2010, 399 S.
Информация об авторе: Кирилловых Александра Александровна, ORCID https://orcid.org/0000-0002-3066-5316, аспирант кафедры иностранных языков и методики обучения иностранным языкам, Вятский государственный университет, г. Киров, Россия. E-mail: a.bezdenezhnyx@mail.ru