- 22
- Разработка и апробация модели художественно-графической подготовки конструкторов изделий легкой промышленности
- Егорова С.И., Савинов А.М. Разработка и апробация модели художественно-графической подготовки конструкторов изделий легкой промышленности // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 3. С. 148-153. DOI https://doi.org/10.34216/2073-1426-2020-26-3-148-153
- DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2020-26-3-148-153
- УДК: 378:677
- Дата приема статьи в публикацию: 10.06.2020
- Аннотация: Актуальность исследования обусловлена потребностью современной российской легкой промышленности в конструкторах, способных разрабатывать новые, эстетичные, высокохудожественные изделия. Проблема эстетической подготовки конструкторов изделий легкой промышленности может быть решена средствами художественно-графических дисциплин, однако на сегодняшний день не было предложено целостной модели художественно-графической подготовки конструкторов, соответствующей специфике их профессиональной деятельности. В статье представлено теоретическое обоснование подготовки конструкторов изделий легкой промышленности и результаты ее апробации. В качестве основных методов исследования использованы педагогическое моделирование и педагогический эксперимент. Модель разработана на основе методов обратного дизайна и системного подхода. Костюм как объект проектирования включает технологические и художественно-эстетические аспекты, соответственно, в содержательной части модели разработан комплект упражнений, направленных на освоение техник художественной графики костюма и развитие образного мышления, наработку визуального опыта. Педагогический эксперимент показал, что разработанная модель позволяет повысить качество художественно-графической подготовки конструкторов изделий легкой промышленности. Результаты исследования могут быть применены при подготовке конструкторов в учреждениях высшего и среднего профессионального образования.
- Ключевые слова: дизайн-образование, художественно-графическая подготовка конструкторов, модель подготовки конструкторов, конструирование изделий легкой промышленности, художественная графика, эскиз костюма.
- Список литературы: Абдуллоева А.У. Развитие творческой способности студентов специальности «Дизайн швейных изделий» // Сибирский педагогический журнал. 2018. № 4. С. 22–30. Данилова Э.В. Архитектурные трактаты Возрождения // Градостроительство и архитектура. 2017. Т. 7. № 4. С. 79–83. Дромова Н.А. Формирование художественно-технологической готовности дизайнера текстиля в условиях современного вуза // Человек и образование. 2016. № 2 (47). С. 120–123. Дятлова Е.С., Самсонов Б.В. Условия формирования графических навыков у студентов вузов // Эпоха науки. 2018. № 16. С. 249–253. Егорова С.И. Проблемы художественной подготовки студентов направления «Конструирование изделий легкой промышленности» // Общество. Наука. Инновации (НПК–2018). 2018. С. 257–264. Егорова С.И. Cпецифика художественно-графической деятельности конструкторов изделий легкой промышленности // Общество. Наука. Инновации (НПК–2019). 2019. С. 259–266. Левен О.Л. Дисциплина «Специальный рисунок» как самостоятельный вид учебного рисунка в системе обучения дизайнеров // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2018. № 2. С. 152–160. Ломов С.П. Методология художественной деятельности // Инновационные проекты и программы в образовании. № 2. 2013. С. 49–52. Орехов В.В. Методика преподавания дисциплины «Спецрисунок» для магистрантов программы «Эргодизайн пользовательского интерфейса» // Дизайн и художественное творчество: теория, методика и практика: материалы второй междунар. научно-практ. конф. СПб.: ФГБОУВО «СПбГУПТД», 2018. С. 467–472. Савинов А.М. Методические принципы академического рисунка при подготовке дизайнеров // Концепт: научно-методический электронный журнал. 2014. № 06. С. 76–80. Савинов А.М., Полынская И.Н. Освоение методических принципов работы над академическим рисунком при обучении студентов-дизайнеров // Перспективы науки и образования. 2019. № 2 (38). С. 361–373. Чалова Е.И. Маркерный скетчинг – современный метод визуализации дизайна ювелирных украшений // Дизайн и художественное творчество: теория, методика и практика: материалы второй междунар. научно-практ. конф. СПб.: ФГБОУВО «СПбГУПТД», 2018. С. 87–93. Часов В.В. Анатомические основы графической презентации человеческой фигуры текстильными дизайнерами // Дизайн, технологии и инновации в текстильной и легкой промышленности (ИННОВАЦИИ–2018): сборник материалов Международной научно-технической конференции. М.: ФГБОУ ВО «РГУ им. А.Н. Косыгина», 2018. Ч. 4. С. 187–189. Athavankar U.A. Mental imagery as a design tool. Cybernetics & Systems, 1997, vol. 28, № 1, pp. 25–42. Buxton W. Sketching and experience design. IFIP Conference on Human-Computer Interaction. Springer, Berlin, Heidelberg, 2005, р. 1. Camba J.D., Kimbrough M., Kwon E.S. Conceptual product design in digital and traditional sketching environments: a comparative exploratory study. Journal of Design Research, 2018, vol. 16, № 2, pp. 131–154. McKinney E., Dong H. Scaffolding Fashion Design Sketchbook Practice in a Creative Design Process Class, 2018, pp. 1–3. Taborda E. et al. Enhancing visual thinking in a toy design course using freehand sketching. ASME 2012 International Design Engineering Technical Conferences and Computers and Information in Engineering Conference. American Society of Mechanical Engineers, 2012, pp. 267–276.