23
Духанина Любовь Николаевна
Российское общество «Знание», Фонд «Национальные ресурсы образования»
Дети с ограниченными возможностями здоровья: проблемы в обучении и условия получения качественного образования
Духанина Л.Н. Дети с ограниченными возможностями здоровья: проблемы в обучении и условия получения качественного образования // Вестник Костромского государственного университета. 2020. Т. 26, № 3. С. 154-163. DOI https://doi.org/10.34216/1998-0817-2020-26-3-154-163
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2020-26-3-154-163
УДК: 376
Дата приема статьи в публикацию: 01.08.2020
Аннотация: В статье на основе результатов теоретического обзора выявлены условия, сдерживающие успешность интеграции детей с ОВЗ в социум и существенно затрудняющие адаптацию к внедрению инклюзивного образования, к которым российские исследователи относят: недостаток педагогических знаний и навыков у родителей, имеющих детей с ОВЗ, акцентуированные личностные черты современного педагога (в том числе пессимизм, социальная интроверсия, склонность к неприятию инноваций, ригидность). По итогам всероссийского исследования 2017 года проанализированы результаты, касающиеся условий получения качественного образования современными детьми с ограниченными возможностями здоровья. К ним относятся: отсутствие доступных коррекционных учреждений, специального питания, дефицит соответствующих специалистов, отсутствие адаптированных образовательных программ. Среди наиболее востребованных возможностей системы образования респондентами названы постоянные тьютеры и детские инклюзивные лагеря.
Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, государственная поддержка, исследование общественного мнения, среднее образование, дополнительное образование школьников.
Список литературы: Бахарев А.В. Развитие инклюзивных практик в истории современного российского образования: дис. … канд. пед. наук. М., 2018. Борисова Н.А., Пепик Л.А. Оценка существующей системы помощи детям с тяжёлыми нарушениями развития с позиции семьи // Особые дети в обществе: сб. научн. докл. и тезисов выступлений участников I Всерос. съезда дефектологов, 26–28 октября 2015 г. М.: АНО «НМЦ “СУВАГˮ», 2015. С. 17–18. Бородкина О.И. Проблемы и перспективы профессионального образования молодых людей c ограниченными возможностями здоровья в России (на примере Санкт-Петербурга) // Журнал социологии и социальной антропологии. 2015. XVIII (5 (82)). С. 95–109. Демьянчук Р.В. Профессионально-личностное развитие педагога в условиях инклюзивного образования // Инклюзия в образовании. 2016. № 1. С. 37–46. Гринина Е.С., Морчадзе Н.Ю. Отношение к лицам с ограниченными возможностями здоровья как фактор профессиональной подготовки будущих педагогов // Инклюзивное образование: теория и практика: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. О.Ю. Бухаренкова, О.С. Кузьмина. Орехово-Зуево: Ред.-изд. отдел ГГТУ, 2017. Грунт Е.В. Инклюзивное образование в современной российской школе: региональный аспект // Вестник СПбГУ. Сер.: Социология. 2019. Вып. 1. Том 12. С. 67–81. DOI: https://doi.org/10.21638/spbu12.2019.105 Зайцев Д. Социальная интеграция детей-инвалидов в современной России. Саратов: Изд-во «Научная книга», 2003. Кучмаева О.В. Образование детей-инвалидов: статистический аспект // Статистика и экономика. 2016. Т. 13, № 6. С. 19–24. Мартынова Е.А. Принципы инклюзивного образования инвалидов и их обеспечение законодательством РФ для системы высшего профессионального образования // Достижение вузовской науки. 2013. № 4. С. 63–68. Наберушкина Э.К. Мобильное гражданство инвалидов в социальном городе: автореф. дис. … докт. соц. наук. Саратов, 2013. Романов П.В., Ярская-Смирнова Е.Р. Политика инвалидности: социальное гражданство инвалидов в современной России. М.: Научная книга, 2006. Чепель Т.Л., Абакирова Т.П., Самуйленко С.В. Эффективность образовательного процесса в условиях инклюзивной практики: итоги мониторинговых исследований // Психологическая наука и образование. 2014. № 1. C. 33–41. Campbell J., Oliver M. (1996). Disability Politics: Understanding Our Past, Changing Our Future. London, Routledge. Oliver M. (1996) Understanding disability: from theory to practice. Palgrave press. Watson S. (1994) Applying theory to practice: a prospective and prescriptive analysis of the implementation of the Americans with Disabilities Act. Journal of Disability Policy Studies, № 5, pp. 1–24.
Информация об авторе: Духанина Любовь Николаевна, ORCID https://orcid.org/0000-0002-6389-3497, доктор педагогических наук, кандидат исторических наук, профессор, заслуженный деятель народного просвещения, председатель Общероссийской общественно-государственной просветительской организации «Российское общество “Знаниеˮ», заместитель председателя комитета по образованию и науке Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации, президент фонда «Национальные ресурсы образования», г. Москва, Россия E-mail: Duhanina@mail.ru