2
Тарханова Ирина Юрьевна
Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского
Образовательная среда: что волнует старшеклассников и какой они хотят видеть школу?
Тарханова И.Ю. Образовательная среда: что волнует старшеклассников и какой они хотят видеть школу? // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 2. С. 13-19. DOI 10.34216/2073-1426-2020-26-2-13-19
DOI: 10.34216/2073-1426-2020-26-2-13-19
УДК: 371.2
Дата приема статьи в публикацию: 14.04.2020
Аннотация: В статье с опорой на отечественный и зарубежный опыт в рамках средового подхода детализируются компоненты школьной среды. Анализируются экспертные мнения по организации физического пространства школы и его обустройства. Выявляется значение цифровой информационно-образовательной среды в достижении образовательных результатов. Акцентируется роль отношений участников образовательного процесса. Ставятся проблемы структурирования учебного расписания и регламентов работы. Проводится анализ перспектив изменений, предусмотренных национальным проектом «Образование». Теоретический анализ параметров образовательной среды дополняется эмпирическим исследованием ожиданий старшеклассников от системы образования. Описаны результаты исследования, проведенного в феврале 2020 года посредством интернет-опроса с использованием сервисов департамента образования мэрии города Ярославля. В опросе прияли участие 2309 школьников в возрасте 13–18 лет из всех территориальных районов города. Анализируются ответы школьников на вопросы о влиянии качеств учителя на успешность ученика. Обсуждаются качества школьного учителя, предпочтительные для современных учеников. Выявляются образовательные запросы старшеклассников, их ожидания от результатов обучения в школе, устанавливаются мнения учеников о необходимости приоритетных изменений в школе. Новизна материалов, представленных в данной статье, заключается в том, что в них обоснован принципиально новый подход к проектированию образовательной среды на принципах участия всех субъектов образовательного процесса.
Ключевые слова: образовательная среда, образовательный запрос, анализ ожиданий, субъектная позиция.
Список литературы: Ковалева Г.С. Возможные направления совершенствования общего образования для обеспечения инновационного развития страны (по результатам международных исследований качества общего образования): Материалы к заседанию президиума РАО 27 июня 2018 г. // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 2, № 5 (55). С. 150–167. Реморенко И.М. Государственно-общественные механизмы регулирования образования. М.: Перо, 2017. 482 с. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Минск: Нар. асвета, 1981. 288 с. Тюменева Ю.А., Вальдман А.И., Карной М. Что дают предметные знания для умения применять их в новом контексте. Первые результаты сравнительного анализа TIMSS-2011 и PISA-2012 // Вопросы образования. 2014. № 1. С. 8–24. Ясвин В.А. Векторная модель школьной среды // Директор школы. 1998. № 6. С. 13–22. Hill F.M. Managing service quality in higher education: the role of the student as primary consumer, Quality Assurance in Education, vol. 3, pp. 10–21. Johnson D.W., Johnson R.T. & Smith K. Active learning: Cooperation in the college classroom (3rd ed.). Edina, MN, Interaction Book Company, 2006, 278 р. The Relationship Between Smartphone Use and Academic Performance: A Case of Students in a Malaysian Tertiary Institution, Siew Foen [et al.]. Malaysian Online Journal of Educational Technology, 2017, vol. 5, рр. 19–23. Thorne M. & Сuthbert R. Autonomy, bureaucracy and competition: the ABC of control in higher education. R. Сuthbert (Ed.). Working in Higher Education. Buckingham, Society for Research into Higher Education and Open University Press. Zeithaml V., Вerry L., Рarasuraman A. The nature and determinants of customer expectations. Of service, journal of the academy of marketing science, 21, pp. 1–12.
Информация об авторе: Тарханова Ирина Юрьевна, ORCID 0000-0002-7166-650X, доктор педагогических наук, доцент, Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского», Ярославль, Россия. E-mail: tarhanova3000@mail.ru