22
Смолянинова Ольга Георгиевна
Сибирский федеральный университет
Иванов Никита Андреевич
Сибирский федеральный университет
Некоторые аспекты профессиональной подготовки в системе «бакалавриат – магистратура» в условиях информационного общества
Смолянинова О.Г., Иванов Н.А. Некоторые аспекты профессиональной подготовки в системе «бакалавриат – магистратура» в условиях информационного общества // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 2. С. 154-160. DOI 10.34216/2073-1426-2020-26-2-154-160
DOI: 10.34216/2073-1426-2020-26-2-154-160
УДК: 378:004.9
Дата приема статьи в публикацию: 13.04.2020
Аннотация: В статье представлены результаты теоретического анализа феноменов информатизации образования, информационного общества и двухуровневости высшего образования. Обозначена специфика обучения на бакалавриате и в магистратуре, отражена взаимообусловленность бакалавриата и магистратуры. Авторами проведен сравнительный анализ образовательных стандартов бакалавриата и магистратуры по педагогическому и психолого-педагогическому направлениям подготовки как действующей, так и предшествующей версии. Результаты анализа свидетельствуют о тенденции роста преемственности бакалавриата и магистратуры, что выражается в сокращении разрыва содержания стандартов первой и второй ступеней высшего образования. Также сравнительный анализ показал, что в сравнении с предыдущими версиями действующие стандарты педагогического и психолого-педагогического направлений более схожи между собой в части образовательных результатов. Сквозным в статье является вопрос использования интернет-технологий в контексте двухуровневости высшего образования и развития информатизации общества. В условиях возрастания роли интернет-технологий в образовательной деятельности значимым, по мнению авторов, является системный характер информатизации высшего образования, в частности обеспечение системной работы субъектов образования с информационно-образовательной средой вуза.
Ключевые слова: индустрия 4.0, информационное общество, информатизация образования, интернет-технологии, электронное обучение, дистанционные образовательные технологии, Болонское соглашение, высшее образование, бакалавриат, магистратура.
Список литературы: Ахаян А.А. Сетевая личность как педагогическое понятие: приглашение к размышлению // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. 2018. № 4. URL: http://www.emissia.org/offline/2017/2560.htm (дата обращения: 27.02.2020). Безызвестных Е.А. Электронный портфолио как средство формирования ИКТ-компетентности будущих педагогов-тьюторов: дис. ... канд. пед. наук. Красноярск, 2019. 290 с. Бекузарова Н.В., Ермолович Е.В. Квазипрофессиональный характер смешанного обучения в педагогической магистратуре // Высшее образование в России. 2012. № 10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kvaziprofessionalnyy-harakter-smeshannogo-obucheniya-v-pedagogicheskoy-magistrature (дата обращения: 27.02.2020). Власова Е.М. Проблемы перехода российского общества к двухуровневой системе высшего образования // Теория и практика общественного развития. 2014. № 1. С. 89–93. Воронина Ю.В. Цифровая грамотность педагога: анализ содержания понятия и структура // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2019. № 4 (32). С. 232–245. Горбачук З.И. Информатизация образования: социокультурный контекст: дис. ... канд. социол. наук. Ростов н/Д, 2005. 169 c. Житков К.В., Платонова Д.П. Магистратура в России: рост спроса и предложения, дифференциация по регионам и вузам // Факты образования. 2016 (декабрь). Вып. 9. URL: https://ioe.hse.ru/data/2017/01/26/1114567851/Факты образования Выпуск 9 Магистратура в России.pdf (дата обращения: 27.02.2020). Лебедева Л.И. Особенности магистерского образования в отечественной высшей школе // Известия ВГПУ. 2008. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-magisterskogo-obrazovaniya-v-otechestvennoy-vysshey-shkole (дата обращения: 27.02.2020). Ломаско П.С. Роль интерактивного цифрового контента при реализации онлайн-обучения в современном университете // Современное образование. 2017. № 4. URL: http://e-notabene.ru/pp/article_24870.html (дата обращения: 27.02.2020). Мошкина Е.В. Организационно-педагогическое сопровождение процесса подготовки студентов заочной формы в условиях электронного обучения: дис. ... канд. пед. наук. Красноярск, 2014. 177 с. Никулина Е.Г. Построение содержания профессиональной подготовки в магистратуре педагогического вуза // Вестник евразийской науки. 2014. № 5 (24). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/postroenie-soderzhaniya-professionalnoy-podgotovki-v-magistrature-pedagogicheskogo-vuza (дата обращения: 27.02.2020). Остыловская О.А., Шершнева В.А., Осипов Н.Н. Формирование научно-исследовательской компетентности бакалавров ИТ-направлений подготовки в процессе обучения математике: монография. Красноярск: Литера-принт, 2019. 216 с. Скуднова Т.Д., Кобышева Л.И., Шалова С.Ю. Психолого-педагогическая антропология: учебное пособие. М.; Берлин: Директ-Медиа, 2018. 355 с. Смолянинова О.Г., Бекузарова Н.В., Иманова О.А. Концептуальные основы, методика организации и информационное сопровождение практик магистерской программы «Образовательный менеджмент»: учебно-методическое пособие. Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2013. 150 с. Смолянинова О.Г., Достовалова Е.В., Лукьянова О.А. Современные информационные технологии образования. Электронный портфолио: учеб. пособие. Красноярск: ИПК СФУ, 2009. 134 с. Смолянинова О.Г., Савельева О.А., Достовалова Е.В. Компетентностный подход в системе высшего образования: монография. Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2008. 196 с. Усова А.В. Проблемы реформирования системы высшего образования в Российской Федерации // Актуальные проблемы экономики, управления и права: сборник научных работ (статей) обучающихся. Хабаровск: Хабаровский государственный университет экономики и права, 2015. С. 199–201. Шефер О.Р., Носова Л.С., Лебедева Т.Н. Электронное портфолио в системе подготовки студентов бакалавриата к будущей профессиональной деятельности // Информатика и образование. 2019. № 2. С. 56–62.
Информация об авторе: Смолянинова Ольга Георгиевна, ORCID 0000-0002-5597-6348, доктор педагогических наук, профессор, академик РАО, заведующий кафедрой информационных технологий обучения и непрерывного образования, директор Института педагогики, психологии и социологии, Сибирский федеральный университет, г. Красноярск, Россия E-mail: smololga@mail.ru
Информация о соавторе: Иванов Никита Андреевич, магистрант, методист лаборатории информационных и телекоммуникационных технологий кафедры информационных технологий обучения и непрерывного образования, Институт педагогики, психологии и социологии, Сибирский федеральный университет, г. Красноярск, Россия E-mail: ni7923049@gmail.com