15
Серафимович Ирина Владимировна
Институт развития образования Ярославской области
Исследование взаимосвязи когнитивных и личностных ресурсов у педагогических работников
Серафимович И.В. Исследование взаимосвязи когнитивных и личностных ресурсов у педагогических работников // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 2. С. 107-114. DOI 10.34216/2073-1426-2020-26-2-107-114
DOI: 10.34216/2073-1426-2020-26-2-107-114
УДК: 159.9:370
Дата приема статьи в публикацию: 06.04.2020
Аннотация: В статье рассматривается актуальная тема психологических ресурсов, необходимых для реализации профессиональной педагогической деятельности. Целью статьи стало изучение взаимосвязи когнитивных и личностных ресурсов в фокусе психологической системы деятельности (В.Д. Шадриков) с учетом концепции профессионального педагогического мышления (М.М. Кашапов). В исследовании приняли участие 130 педагогов дошкольных образовательных организаций. Установлено, что в целом существует положительная парциальная связь между разными когнитивными ресурсами (интеллект и профессиональное мышление). Показано, что экстернальность связана с эмоциональной ситуативностью в профессиональном мышлении, доминированием внешнего контроля над внутренним, непринятием других, а интернальность – с рациональной надситуативностью при решении возникающих проблемных ситуаций, творческим подходом, гибкостью, увлеченностью. Обнаружено, что надситуативное мышление и рефлексивность не связаны друг с другом. Выявлено, что интеллект положительно коррелирует с позитивно-высокой самооценкой качеств личности и качеств субъекта деятельности (самообладание и рефлексивность). В свою очередь, высокая самооценка творческих способностей взаимосвязана с такими критериями социально-психологической адаптации в профессиональной деятельности, как принятие себя и эмоциональный комфорт. Полученные нами данные могут послужить основой для разработки психологических программ сопровождения развития когнитивных и личностных ресурсов педагогов с целью оптимизации работы психологической системы деятельности и повышения эффективности педагогической деятельности. Возможно также использование материалов публикации при планировании обучения студентов психолого-педагогических профилей.
Ключевые слова: когнитивные и личностные ресурсы личности, интеллектуальные особенности, профессиональное мышление, психологическая система деятельности, профессионально важные качества, профессионализация.
Финансирование и благодарности: Работа выполнена при финансовой поддержке гранта РФФИ (проект № 19-013-00102а)
Список литературы: Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика. 2009. № 4. С. 18–22. Бодров В.А. Удовлетворенность работой как субъективный показатель профессиональной пригодности // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. 2007. № 3 (40). С. 24–26. Водопьянова Н.Е. Противодействие синдрому выгорания в контексте ресурсной концепции человека // Вестник СПбГУ. Сер. 16: Психология. Педагогика. 2011. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/protivodeystvie-sindromu-vygoraniya-v-kontekste-resursnoy-kontseptsii-cheloveka (дата обращения: 13.03.2020). Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер 2008. 368 с. Карпов А.В. Психология деятельности в 5 т. Т. 3. Функциональные закономерности. М.: РАО, 2015. 496 с. Кашапов М.М., Шамотонова Г.Л. Ресурсность мышления как основа конструирования событий: теоретико-методологический аспект // Известия Иркутского государственного университета. Сер.: Психология. 2017. Т. 22. С. 10–20. URL: http://izvestia_psy.isu.ru/ru/index.html Кашапов М.М., Серафимович И.В. Надситуативность мышления как ресурс реализации событийно-когнитивных компонентов субъекта на разных этапах профессионализации психологов // Известия Иркутского государственного университета. Сер.: Психология. 2018. Т. 26. С. 63–76. Поваренков Ю.П., Слепко Ю.Н. Системогенетический подход к анализу психологической структуры учебной деятельности // Ярославский педагогический вестник. 2017. № 6. С. 201–206. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistemogeneticheskiy-podhod-k-analizu-psihologicheskoy-struktury-uchebnoy-deyatelnosti (дата обращения: 01.04.2020). Овчарова Р.В. Технологии работы школьного психолога с педагогическим коллективом. Курган: Курганский гос. ун-т, 2006. 187 с. Орёл В.Е. Синдром «Психического выгорания» и стилевые особенности поведения и деятельности профессионала // Сибирский психологический журнал. 2006. № 23. С. 33–39. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sindrom-psihicheskogo-vygoraniya-i-stilevye-osobennosti-povedeniya-i-deyatelnosti-professionala (дата обращения: 29.02.2020). Серафимович И.В., Базанова Г.Ю. Интеллект и метакогниции на этапе выбора профессии и начальных этапах профессионализации // Мир науки: интернет-журнал. 2017. Т. 5, № 3 С. 1–15. URL: http://mir-nauki.com/PDF/66PSMN317.pdf (дата обращения: 12.02.2020). Толочек В.А. Профессиональная успешность: понятия «Способность» и «Ресурсы» в объяснении феномена // Южно-российский журнал социальных наук. 2010. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnaya-uspeshnost-ponyatiya-sposobnost-i-resursy-v-obyasnenii-fenomena (дата обращения: 30.03.2020). Фонталова Н.С., Шишкина А.О., Турганова Г.Э. Влияние стрессоустойчивости как профессионально важного качества педагога на профессиональную успешность // Евроазиатское сотрудничество: материалы междунар. науч.-практ. конф., Иркутск, 14–15 сент. 2017 г. Иркутск, 2017. С. 321–333. Хазова С.А. Ментальные ресурсы субъекта: природа, функции, динамика // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2014. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mentalnye-resursy-subekta-priroda-funktsii-dinamika (дата обращения: 30.03.2020). Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. СПб.: Питер, 2002. С. 46–51. URL: http://transyoga.ru/assets/files/books/sposobnosti/psih_intellect_paradoksi.pdf Шадриков В.Д. Мышление как проблема психологии // Высшее образование сегодня. 2018. № 10. С. 2–11. Hobfoll S.E., Halbesleben J., Neveu J.-P., Westman M. Conservation of Resources in the Organizational Context: The Reality of Resources and Their Consequences. Annual Review of Organizational Psychology and Organizational Behavior, 2018, 5 (1), рр. 103–128. URL: https://doi.org/10.1146/annurev-orgpsych-032117-104640 (дата обращения: 13.04.2020). Joseph S., Grant А. Self-regulation and solution-focused thinking mediate the relationship between self-insight and subjective well-being within a goal-focused context: An exploratory study. Cogent Psychology, 2019, 6:1, рр. 1–5. URL: https://doi.org/10.1080/23311908.2019.1695413 (дата обращения: 13.04.2020). Kashapov M.M., Serafimovich I.V., Poshekhonova Y.V. Components of metacognition and metacognitive properties of forecasting as determinants of supra-situational pedagogical thinking. Psychology in Russia: State of the Art, 2017, № 10 (1), рр. 80–94. URL: http://psychologyinrussia.com/volumes/10_1_2017.php Tawfik D.S., Profit J., Morgenthaler T.I. Physician burnout, well-being, and work unit safety grades in relationship to reported medical errors. Mayo Clinic Proc., 2018, 93 (11), рр. 1571–1580.
Информация об авторе: Серафимович Ирина Владимировна, ORCID 0000-0002-0740-5145, кандидат психологических наук, доцент, Институт развития образования Ярославской области, г. Ярославль, Россия E-mail: iserafimovich@yandex.ru