29
Селезнева Ольга Владимировна
Военная академия материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулева Омский автобронетанковый инженерный институт
Кузнецова Наталья Сергеевна
Костромской государственный университет
Методика обучения правовым основам экологии в военном вузе
Селезнева О.В., Кузнецова Н.С. Методика обучения правовым основам экологии в военном вузе // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 2. С. 197-205. DOI 10.34216/2073-1426-2020-26-2-197-205
DOI: 10.34216/2073-1426-2020-26-2-197-205
УДК: 355:502
Дата приема статьи в публикацию: 11.03.2020
Аннотация: Oбучение правовым основам военной экологии в первую очередь должно способствовать формированию внутренней подготовки к осознанному принятию ответственных эколого-ориентированных командных решений на правовой основе. В связи с этим цель исследования заключается в разработке методики эколого-правовой подготовки в военном вузе, направленной на формирование устойчивых экологических намерений военнослужащих. Теоретическую базу для разработки методики составили требования руководящих документов в области военно-профессионального образования и нормативно-правовой базы военного природопользования; психолого-педагогический подход к интеграции профессионального и экологического образования (А.В. Гагарин, Е.И. Чердымова); положение системного подхода о том, что компоненты образовательного процесса находятся во взаимосвязи друг с другом (А.И. Уемов, И.Б. Новик, Ю.А. Конаржевский). Разработана методика эколого-правового обучения военнослужащих, которая направлена на сопряженное формирование: а) эколого-правовых знаний в области военного природопользования; б) умения планировать и осуществлять мероприятия по обеспечению экологической безопасности военной службы согласно требованиям руководящих документов; в) эколого-правовой ответственности, экологических ценностей и установок на эколого-ориентированное правомерное поведение. Авторы полагают, что обучение правовым основам военной экологии, построенное на использовании эколого-правовой информации в образовательном процессе на основе установления структурно-содержательных междисциплинарных связей, включенности эколого-правовой информации в учебно-познавательную деятельность и повседневную деятельность воинских подразделений, приведет к формированию устойчивых экологических намерений военнослужащих. Разработанная методика может быть адаптирована к условиям подготовки военных специалистов разных профилей. Предложены методические рекомендации по обучению правовым основам военной экологии, обозначены перспективные направления повышения эффективности разработанной методики.
Ключевые слова: военная экология, военное образование, экологическое законодательство, экологические намерения, методика обучения экологии.
Список литературы: Андреева Е.А. Критериальные показатели оценки результативности правового воспитания курсантов военных учебных заведений // Человек и образование. 2017. № 3 (52). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kriterialnye-pokazateli-otsenki-rezultativnosti-pravovogo-vospitaniya-kursantov-voennyh-uchebnyh-zavedeniy (дата обращения: 01.04.2020). Гагарин А.В. Экологическая компетентность личности: психолого-акмеологическое исследование. М.: Изд-во РУДН, 2011, 160 с. Иващенко А.В., Панов В.И., Гагарин А.В. Экологоориентированное мировоззрение личности: монография. М.: Изд-во РУДН, 2008. 225 с. Игнатов С.Б. Естественнонаучное образование в формировании элементов экологоправовой компетентности у студентов вуза // Теория и практика общественного развития. 2015. № 8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/estestvennonauchnoe-obrazovanie-v-formirovanii-elementov-ekologopravovoy-kompetentnosti-u-studentov-vuza (дата обращения: 01.04.2020). Кириченко А.В. Перспективы развития правовой акмеологии // Акмеология: научно-практический журнал. 2014. № 1–2 (спец. выпуск). С. 102–105. Ниязова А.А., Садыкова Э.Ф. Экологическое образование обучающихся в условиях устойчивого развития общества // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2018. № 1. С. 16–19. Селезнева О. В., Мамаева Н.А. Исследование экологических намерений в контексте формирования экологической культуры курсантов // Информация и образование: границы коммуникаций (INFO 16): сб. науч. тр. Горно-Алтайск, 2016, № 8 (16). С. 11–20. Селезнева О.В. Экологический компонент военно-ориентированных профессиональных компетенций // Методика преподавания математических и естественнонаучных дисциплин: современные проблемы и тенденции развития: материалы IV Всерос. науч.-практ. конф. (Омск, 4 июля 2017 г.). Электрон. текст. данные. Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2017. С. 18–21. Селезнева О.В. Экологическая компетентность в модели выпускника военного вуза // Мир образования – образование в мире. 2018. № 1 (69). С. 81–89. Селезнева О.В. Методические аспекты изучения нормативно-правовой базы экологического обеспечения военной деятельности // Профессиональное образование в современном мире. 2019. Т. 9. № 2. С. 2802–2814. Радченко П.А. Формирование правовой культуры как доминанта в правовой подготовке офицерского состава Вооруженных Сил России // Вестник Самарской гуманитарной академии. Сер.: Право. 2008. № 2 (4). С. 10–18. Татаренко Т.А. Формирование правосознания и правовой культуры юристов // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2018. № 4 (75). С. 90–95. DOI: 10. 24411/1999-6241-2018-14016. Чердымова Е.И. Экологические намерения: сущность и структура // Вестник Восточной экономико-юридической гуманитарной академии. 2011а. № 5 (55). С. 51–54. Чердымова Е.И. Экологические намерения как компонент экологического сознания личности // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2011б. Т. 13, вып. 2 (2). С. 55–58. Чердымова Е.И. Модель интеграции экологического и профессионального сознания с целью формирования экологопрофессионального сознания // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2011в. Т. 13. № 2 (4). С. 902–904. Чердымова Е.И. Экопрофессиональная подготовка специалистов для устойчивого развития как направление модернизации высшей школы // Вестник Самарского государственного университета. 2013. № 8/2 (109). С. 229–233. Шмелева И.А. Психология экологического сознания. СПб.: Изд-во Сант-Петербургского университета, 2006. 204 с. Didz Sh., Kalof L., Stern P., Gender C. Values and Environmentalism. Social Science Quarterly, 2002, vol. 83, № 1, рр. 351–364. Kortenkamp K.V., Moore C.F. Ecocentrism and anthropocentrism: moral reasoning about ecological commons dilemmas. Jornal of Environmental Psychology, 2001, vol. 21, рр. 136–152.
Информация об авторе: Селезнева Ольга Владимировна, ORCID 0000-0003-3973-4418, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физико-математических дисциплин, Военная академия материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулева, г. Омск, Россия E-mail: olsel55@ya.ru
Информация о соавторе: Кузнецова Наталья Сергеевна, ORCID 0000-0003-1818-3602, кандидат технических наук, доцент Костромского государственного университета, г. Кострома, Россия E-mail: leto044@yandex.ru