- 11
- Психолого-акмеологические условия развития у старших дошкольников когнитивных ресурсов преодоления коммуникативных трудностей
- Осипова М.Б., Самохвалова А. Г. Психолого-акмеологические условия развития у старших дошкольников когнитивных ресурсов преодоления коммуникативных трудностей // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 2. С. 79-85. DOI 10.34216/2073-1426-2020-26-2-79-85
- DOI: 10.34216/2073-1426-2020-26-2-79-85
- УДК: 159.922.7
- Дата приема статьи в публикацию: 16.04.2020
- Аннотация: В статье актуализируется проблема развития когнитивных ресурсов личности ребенка старшего дошкольного возраста как фактора конструктивного преодоления вариативных коммуникативных трудностей; рассматриваются психолого-акмеологические условия, необходимые для развития когнитивных ресурсов дошкольников. С помощью комплекса диагностических методов выявлены уровни коммуникативного развития дошкольников, определены типичные для ситуаций общения со сверстниками и взрослыми коммуникативные трудности. Делается вывод о том, что в старшем дошкольном возрасте чаще всего возникают содержательные и рефлексивные коммуникативные трудности, связанные с недостатком знаний, неумением планировать, структурировать, перестраивать и анализировать собственные коммуникативные действия. Кроме того, зачастую ребенок самостоятельно не может преодолевать возникающие в общении трудности из-за ограниченного запаса когнитивных ресурсов, позволяющих проанализировать и конструктивно решить трудную задачу межличностного взаимодействия. Представлена авторская программа, направленная на реализацию психолого-акмеологических условий развития когнитивных ресурсов и коммуникативной компетентности дошкольников. Эффективность внедрения данной программы подтверждена статистически. В заключении авторы делают вывод о необходимости целенаправленного развития у детей старшего дошкольного возраста предпосылок универсальных ученических действий; организации системной психологической работы с родителями, направленной на обучение их приемам и методам развития когнитивных способностей детей и фасилитацию преодоления коммуникативных трудностей; развитие субъективных качеств дошкольников и субъект-субъектных отношений со сверстниками и взрослыми.
- Ключевые слова: старший дошкольник, общение, коммуникативные трудности, преодоление, когнитивные ресурсы, универсальные ученические действия, субъектные качества, субъект-субъектные отношения.
- Список литературы: Выготский Л.С. История развития высших психических функций. Собр. соч.: в 6 т. М.: Педагогика, 1984. Т. 3. 368 с. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Психология и педагогика обучения дошкольников: учебное пособие. М.: Мозаика-Синтез, 2013. 264 с. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. Москва: Прайм-Еврознак, 2003. 672 с. Самохвалова А.Г., Скрябина О.Б., Метц М.В., Иванова Н.М. Развитие межкультурной коммуникативной компетентности детей и подростков. Кострома: Изд-во Костромского государственного университета, 2018. 172 с. Самохвалова А.Г. Коммуникативные трудности ребенка: феноменология, факторы возникновения, динамика. Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2014. 358 с. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста. М.: Генезис, 2018. 319 с. Сомкова О. Программа «Успех». Образовательная область «Коммуникация» // Дошкольное воспитание. 2011. № 9. С. 22–33. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155, с изменениями и дополнениями от 21 января 2019 г. Хазова С.А. Когнитивные ресурсы совладающего поведения: эмпирические исследования. Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2010. 152 с.