25
Дмитренко Андрей Юрьевич
Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова
Методологические ориентиры конструирования модели формирования профессиональной ответственности будущих офицеров Воздушно-космических сил России
Дмитренко А.Ю. Методологические ориентиры конструирования и состав модели формирования профессиональной ответственности будущих офицеров Воздушно-космических сил России // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 2. С. 173-179. DOI 10.34216/2073-1426-2020-26-2-173-179
DOI: 10.34216/2073-1426-2020-26-2-173-179
УДК: 355.55
Дата приема статьи в публикацию: 03.03.2020
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы, связанные с разработкой модели формирования профессиональной ответственности будущих офицеров Воздушно-космических сил России (ВКС России). Актуальность обозначенного направления определяется высокой социальной значимостью профессиональной деятельности военных летчиков, спецификой ее организации и реализации офицером профессиональных функций, требующих принятия управленческих решений в различных условиях летной обстановки и высокой персональной ответственности за результаты профессионального выбора и предпринятые профессиональные действия. Это объективно требует повышения качества профессиональной подготовки будущих военных специалистов авиационного профиля и организации целенаправленной работы по формированию у них профессиональной ответственности в процессе организации и осуществления летной деятельности. Проводится теоретический анализ научных подходов к проблеме педагогического моделирования, определяются его ключевые смысловые постулаты, дается характеристика сущности и содержания педагогической модели. На основании проведенного анализа выявляются методологические ориентиры построения модели формирования профессиональной ответственности будущих офицеров ВКС России, представленные концептуальными идеями синергетического, системно-структурного, компетентностного, аксиологического, личностно-ориентированного и рефлексивного подходов, составляющими методологический базис моделирования исследуемого процесса. Установлено, что архитектура модели интегрирует целевой, содержательный, инструментально-функциональный, контрольно оценочный блоки и этапы (организационный (экспликативный), ориентировочно-деятельностный (квазипрофессиональный), развивающий), обеспечивающие формирование профессиональной ответственности будущих военных летчиков и определяющие структуру, содержание и процессуальную динамику данного процесса в образовательно-развивающей среде военного авиационного вуза. По результатам проведенного исследования установлено, что проведение системной работы по формированию у будущих офицеров ВКС России профессиональной ответственности, организованной в рамках методологически обоснованной модели, является важным фактором, способствующим интенсификации профессиональной подготовки и личностно-профессионального развития будущих военных летчиков.
Ключевые слова: профессиональная ответственность, офицер ВКС России, военный летчик, летная деятельность, моделирование, модель, методологические подходы, структура модели, этапы формирования профессиональной ответственности.
Список литературы: Алипханова Ф.Н., Алиева Р.Р. Рефлексивный подход к воспитанию дисциплинированности курсантов высших военных учебных заведений МВД России // Вестник социально-педагогического института. 2015. № 4 (16). С. 46–49. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: дидактический аспект. М.: Наука, 1982. 192 с. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика. 1997. № 4. С. 11–17. Дмитренко А.Ю. Профессиональная ответственность офицера воздушно-космических сил России: содержательно-структурный анализ // Сибирский педагогический журнал. 2019. № 4. С. 77–86. Кагарманова Г.Г. К вопросу о моделировании педагогической деятельности // Путь науки: журнал. Волгоград: Научное обозрение, 2014. № 6. С. 100–102. Кащеева А.В. Перспективы использования метода моделирования в педагогической системе // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2007. № 5 (49). С. 130–135. Кирьякова А.В. Аксиологический аспект воспитания личности // Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: сб. науч. тр. Волгоград: Перемена, 2004. С. 89–90. Корчагин В.Н. Генезис системно-синергетической педагогики: теория воспитания и обучения. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2003. 243 с. Кочетов В.И., Веденеева Г.И. Рефлексивный подход к формированию общекультурных компетенций студентов // Вестник Московского гуманитарно-экономического института. 2015. № 3 (2). С. 4–11. Митяева А.М. Компетентностная модель многоуровневого высшего образования (на материале формирования учебно-исследовательской компетентности бакалавров и магистров): автореф. дис. … докт. пед. наук. Волгоград, 2007. 43 с. Монахов В.М., Фирстов В.Е. Дидактический потенциал синергетического подхода к формированию общенаучного методологического основания модернизации образования // Современные информационные технологии и ИТ-образование: Труды VIII Междунар. науч.-практ. конф., 8–10 ноября 2013 года. М.: МГУ имени М.В. Ломоносова. С. 108–123. Непрокина И.В. Метод моделирования как основа педагогического исследования // Теория и практика общественного развития. 2013. № 7. С. 61 64. Полякова Я.С. Компетентностный подход в образовании: состояние, проблемы и перспективы // Физическое воспитание и спортивная тренировка. 2013. № 2 (6). С. 110–116. Пономаренко Е.В. К вопросу о моделировании воспитательных и педагогических систем // Сибирский педагогический журнал. 2011. № 8. С. 191 198. Якунин В.А. Педагогическая психология: учеб. пособие // Европейский институт экспертов. СПб., 1998. 638 с.
Информация об авторе: Дмитренко Андрей Юрьевич, ORCID 0000-0002-8578-4179, Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова, Краснодар, Россия E-mail: andrei_dmitrenko@list.ru