23
Зинченко Виктория Олеговна
Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко
Россомахина Олеся Михайловна
Луганский государственный медицинский университет имени Святителя Луки
Методологическая основа практико-ориентированного обучения в вузе
Зинченко В.О., Россомахина О.М. Методологическая основа практико-ориентированного обучения в вузе // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 1. С. 151-156. DOI 10.34216/2073-1426-2020-26-1-151-156
DOI: 10.34216/2073-1426-2020-26-1-151-156
УДК: 378
Дата приема статьи в публикацию: 13.01.2020
Аннотация: В статье рассмотрена проблема выбора методологической основы практико-ориентированного обучения, актуализация которого в системе профессионального образования вызвана инновационным развитием всех сфер общественной жизни и необходимостью подготовки специалиста, способного и готового к самостоятельному решению задач в межпрофессиональной среде. На основе анализа позиций исследователей представлено авторское определение практико-ориентированного обучения. Рассмотрены возможности аксиологического, культурологического, личностно-ориентированного, компетентностного и деятельностного методологических подходов по реализации всех аспектов (мотивационного, когнитивного, деятельностного и рефлексивного) практико-ориентированного обучения. На основе этого, а также исходя из преимуществ компетентностного подхода для осуществления транспрофессиональной деятельности, авторами обоснована необходимость использования комплекса методологических подходов, центральное место среди которых отведено ведущим положениям компетентностного подхода.
Ключевые слова: высшее образование, практико-ориентированное обучение, методологический подход, компетентностный подход, компетенции, транспрофессионализм.
Список литературы: Андреев А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа // Педагогика. 2005. № 4. С. 19–27. Бобылев А.В. Проявление компетенции самоорганизации на разных этапах социализации личности // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2019. № 3. С. 101–104. Ведерникова Л.В., Еланцева С.А., Поворознюк О.А. Теоретико-методологические подходы практико-ориентированной подготовки педагога: постановка проблемы // XXVII Ершовские чтения: сб. науч. ст. Всерос. науч.-практ. конф. Ушим: Изд-во филиала ТГУ, 2017. С. 5–9. Гарькина И.А. Реализация компетентностного подхода при разработке рабочей программы по математике в техническом вузе // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2018. № 1. С. 96–99. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Методологические ориентиры развития транспрофессионализма педагогов профессионального образования // Образование и наука. 2017. № 8. С. 9–25. Иванов В.В. Педагогические условия формирования организационно-управленческих компетенций у студентов в вузе // Культурная жизнь Юга России. 2015. № 2 (57). С. 36–40. Калугина И.Ю. Образовательные возможности практико-ориентированного обучения учащихся: дис. … канд. пед. наук. Екатеринбург, 2000. 215 с. Леванова Е.А, Пушкарева Т.В. Методологические подходы к интериоризации профессионально-ориентированных знаний в процессе подготовки социальных педагогов // Преподаватель ХХI век. 2015. № 4. С. 35–45. Лобанова Н.А., Сулимова А.В., Цыбина Е.А. [и др.] Сущность и содержание общекультурных компетенций в профессиональном образовании // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2016. № 2. С. 137–141. Огородник В.Э., Аршанский Е.Я. Практико-ориентированный подход в педагогическом образовании: теоретико-методологические аспекты // Веснік адукацыі. 2018. № 12. С. 3–10. Пряжников Н.С., Румянцева Л.С. Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. М: Издательский центр «Академия», 2013. 208 с. Савицкая А.В. Практико-ориентированный подход в обучении: обзор зарубежной литературы и проблемы реализации в вузе // European Social Science Journal. 2013. № 4 (23). С. 66–74. Танаева З.Р. Практико-ориентированное обучение: теоретико-методологические подходы // Инновационное развитие профессионального образования. 2012. № 2. С. 39–42. Третьякова В.С. Транспрофессионализм: проблемы и пути решения // Транспрофессионализм как предиктор социально-профессиональной мобильности молодежи: материалы Всерос. (с междунар. участием) науч.-практ. конф. Екатеринбург: РГППУ, 2019. С. 287–290. Ульянина О.А. Компетентностный подход в научной парадигме российского образования // Психолого-педагогические исследования. 2018. Т. 10, № 2. С. 135–147. Ялалов Ф.Г. Деятельностно-компетентностный подход к практикоориентированному образованию // Высшее образование в России. 2008. № 1. С. 89–93.
Информация об авторе: Зинченко Виктория Олеговна, ORCID 0000-0002-4469-525X, доктор педагогических наук, доцент, Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко, г. Луганск, Луганская Народная Республика. E-mail: metelskayvika@mail.ru
Информация о соавторе: Россомахина Олеся Михайловна, ORCID 0000-0001-7424-6378, старший преподаватель, Луганский государственный медицинский университет имени Святителя Луки, г. Луганск, Луганская Народная Республика. E-mail: lesya_ros@mail.ru