20
Жуковский Владимир Петрович
Саратовский областной институт развития образования
Скворцова Лариса Анатольевна
Саратовский государственный технический университет им. Ю.А. Гагарина
Жуковская Нина Александровна
Саратовский областной институт развития образования
Управление стрессами в педагогической деятельности: основные направления организации
Жуковский В.П., Скворцова Л.А., Жуковская Н.А. Управление стрессами в педагогической деятельности: основные направления организации // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 1. С. 130-135. DOI 10.34216/2073-1426-2020-26-1-130-135
DOI: 10.34216/2073-1426-2020-26-1-130-135
УДК: 159.9 37.015.3
Дата приема статьи в публикацию: 30.01.2020
Аннотация: В статье исследуются вопросы, связанные с изучением проблемного поля феномена стресса в педагогической деятельности, рассмотрением особенностей его проявления в педагогической среде, возможностей организации работы по управлению стрессами в функциональном пространстве педагогического труда. Актуальность исследовательского направления, обозначенного в статье, определяется высокой социальной значимостью педагогической деятельности, представляющей особое социально-профессиональное пространство, в котором сфокусирован весь спектр социальных отношений, многообразие коммуникативных контактов, реализуемых на различных уровнях организации образовательного процесса и с различными категориями участников образовательных отношений, что объективно влечет за собой возникновение ситуаций, способных дестабилизировать личность педагога, модифицировать процессуальный маршрут педагогической деятельности и привести к возникновению и развитию стресса. Проводится теоретический анализ научных исследований, посвященных изучению понятийного пространства проблемы стресса, его сущностных характеристик, особенностей проявления в педагогической среде, факторов, детерминирующих возникновение стресса у педагогических работников, содержания управления стрессами в функциональных координатах педагогической деятельности. На основе проведенного исследования определена система принципов, задающая ориентиры содержательно-процессуальной динамики управления стрессами, определяющая приоритетные личностные и организационные векторы антистрессовой управленческой траектории. Раскрыто содержание ведущих направлений управления стрессами в педагогической деятельности, определены ключевые организационно-педагогические инструменты их реализации в педагогической среде. По итогам проведенного исследования установлено, что организация системной работы по управлению стрессами в педагогической деятельности, реализуемой в образовательной организации, активная интеграция в ее функционально-процессуальную орбиту педагогов как ключевых субъектов педагогического труда является важным фактором повышения личностно-профессиональной успешности педагогического работника, необходимым условием эффективности педагогической деятельности и развития педагогической среды.
Ключевые слова: педагог, педагогический работник, педагогическая деятельность, педагогическая среда, стресс, профессиональный стресс, управление стрессами, принципы, направления, организационно-педагогические инструменты.
Список литературы: Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 299 с. Жуковская Н.А., Жуковский В.П., Скворцова Л.А. Основы управления стрессом в педагогической деятельности: учеб. пособие. Саратов: Саратовский областной институт развития образования, 2017. 78 с. Касл С.В. Эпидемиологический подход к изучению стресса в труде // Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития: хрестоматия / А.Б. Леонова, О.Н. Чернышева. М.: Радикс, 1995. С. 144–178. Лазарус Р.С. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс: сб. ст. Л.: Медицина, 1970. С. 178–208. Нестерова О.В. Управление стрессами: учеб. пособие. М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2012. 320 с. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. М.: Ассоциация авторов и изд. «ТАНДЕМ»: ЭКМОС, 1999. 351 с. Сафронова О.Л. Социальная технология управления профессиональным стрессом // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. 2009. № 20. С. 72–76. Сметанин А.В. Стрессоустойчивость как фактор повышения качества профессиональной деятельности учителя // Мир науки, культуры, образования. 2011. № 3. С. 133–136. Труфанова Т.А. Современные подходы к управлению профессиональными стрессами // Вестник тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2015. № 4 (144). С. 77–84. Фонталова Н.С. Стресс в профессиональной деятельности и его психолого-экономические последствия // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2011. № 3. С. 179–182.
Информация об авторе: Жуковский Владимир Петрович, ORCID 0000-0001-5624-7596, Саратовский областной институт развития образования, г. Саратов, Россия. E-mail: vl0971@mail.ru
Информация о соавторе: Скворцова Лариса Анатольевна, ORCID 0000-0003-1350-4614, Саратовский государственный технический университет им. Ю.А. Гагарина, г. Саратов, Россия. E-mail: lor7530@yandex.ru
Информация о соавторе: Жуковская Нина Александровна, ORCID 0000-0002-1249-9983, Саратовский областной институт развития образования, г. Саратов, Россия. E-mail: zhna73@mail.ru