18
Уманская Ирина Александровна
Костромской государственный университет
Голубев Валерий Вячеславович
Костромской государственный университет
Самоэффективность и совладающее поведение студентов в период обучения в вузе
Уманская И.А., Голубев В.В. Самоэффективность и совладающее поведение студентов в период обучения в вузе // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 1. С. 118–123. DOI: 10.34216/2073-1426-2020-26-1-118-123
DOI: 10.34216/2073-1426-2020-26-1-118-123
УДК: 159.9
Дата приема статьи в публикацию: 23.01.2020
Аннотация: Статья посвящена проблеме взаимосвязи самоэффективности личности и совладающего поведения у студентов вуза. Авторы демонстрируют актуальность рассмотрения аспекта совладания с жизненными трудностями у студентов в связи с высокими требованиями социума к будущим профессионалам, с одной стороны, и высокой психологической нагрузкой в процессе обучения, приводящей к стрессу, с другой. Самоэффективность исследователи рассматривают как ресурс совладания со стрессом, и как характеристику личности, зависящую от успешности решения трудных задач. Исследование было направленно на решение нескольких задач: сравнение уровня общей самоэффективности, самоэффективности в деятельности и в сфере общения у студентов разных курсов; выявление взаимосвязи между уровнем самоэффективности и копинг-стратегиями в стрессовых ситуациях у студентов разных курсов (это основная гипотеза исследования). В итоге показана взаимосвязь самоэффективности с такими копинг-стратегиями, как самоконтроль и планирование деятельности, а также стратегией избегания трудностей. Однако предположение о том, что уровень самоэффективности повышается и выбор стратегий совладания значимо меняется от курса к курсу, не подтвердилось. Также не обнаружена связь с социально-психологической адаптацией у студентов первого курса
Ключевые слова: студенческий возраст, совладающее поведение, копинг-стратегии, самоэффективность, адаптация
Список литературы: Ананьев Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста // Современные психологические проблемы высшей школы. Л., 1974. Вып. 2. 280 с. Бандура А. Теория социального научения. СПб.: Евразия, 2000. 320 с. Бодров В.А. Проблема преодоления стресса. Ч. 2. Процессы и ресурсы преодоления стресса // Психологический журнал. 2006. Т. 27, № 2. С. 113–122. Гринберг Дж. Управление стрессом. СПб.: Питер, 2002. 496 с. Гордеева Т.О., Шепелева Е.А. Гендерные различия в академической и социальной самоэффективности и копинг-стратегиях у современных российских подростков // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. 2006. № 3. С. 78–85. Городецкая И.В., Коневалова Н.Ю., Солодовникова О.И. Анализ уровня стрессоустойчивости студентов Витебского государственного медицинского университета // Вестник Витебского государственного медицинского университета. 2013. Т. 12, № 4. C. 140–145. Жариков Е.С. Психологические средства стрессоустойчивости. М.: Моск. кадровый центр, 1990. С. 28. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. СПб.: Питер, 2006. 256 с. Smith R.E. Effects of Coping Skills Training on Generalized Self-Efficacy and Locus of Control. Journal of Personality and Social Psychology, 1989, vol. 56, № 2, рр. 228–233. Folkman S., Lazarus R.S. Coping as a Mediator of Emotion. Journal of Personal and Social Psychology, 1998, vol. 54, рр. 466–475.
Информация об авторе: Уманская Ирина Александровна, ORCID 0000-0003-3710-8421, кандидат педагогических наук, доцент, Костромской государственный университет, г. Кострома, Россия. E-mail: umka44koоstroma@yandex.ru
Информация о соавторе: Голубев Валерий Вячеславович, ORCID 0000-0003-2686-8433, кандидат психологических наук, доцент, Костромской государственный университет, г. Кострома, Россия. E-mail: valery_golubev@mail.ru