6
Окладникова Елена Алексеевна
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Педагогические условия формирования культурной идентичности сельских школьников Ленинградской области глазами учителей
Окладникова Е.А. Педагогические условия формирования культурной идентичности сельских школьников Ленинградской области глазами учителей // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 1. С. 41–45. DOI 10.34216/2073-1426-2020-26-1-41-45
DOI: 10.34216/2073-1426-2020-26-1-41-45
УДК: 37.04
Дата приема статьи в публикацию: 13.11.2019
Аннотация: В статье рассмотрены педагогические условия формирования культурной идентичности сельских школьников Ленинградской области (на примере трёх школ), описаны наиболее распространеные методы музейной педагогики, позитивные условия формирования культурной идентичности учащихся на базе школьных музеев краеведческого и исторического профилей; выявлены компоненты педагогических условий, в системе которых осуществлялось формирование культурой идентичности сельских школьников; создана авторская модель культурной идентичности сельских школьников Лениградской области. Анализ нарративов школьных учителей и учеников, полученных методов фокус-групп показал, что педагогические условия − это не только содержание и методы образовательных практик. Главную роль в системе педагогических условий формирования культурной идентичности сельских школьников играет личность учителя-куратора, а часто и создателя школьного музея краеведческого и исторического профилей. Педагогические условия формирования культурной идентичности сельских школьников сближают родителей и учеников школы, удовлетворяют углубленные гуманитарные интересы учащихся. Учителя же способствуют трансляции позитивных традиционных норм сельского общежития от старших поколений младшим, а именно: укрепляют соседские связи и взаимопомощь, интерес к истории Малой Родины и объектам её сакрального ландшафта, сохранению объектов нематериального культурного наследия (местный говор, праздники, песни, фольклор). Наиболее успешно учителям удается это делать в начальных классах и классах среднего уровня.
Ключевые слова: культурная идентичность, сельские школьники, педагогические условия, школьные музеи краеведческого и исторического профиля, Ленинградская область
Список литературы: Бауман З. Индивидуализированное общество. М.: Логос, 2005, 305 с. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. URL: mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/ nachalnaya-shkola/inklyuzivnoe-obrazovanie/fgos/kontseptsiya-dukhovno-nravstvennogo-razvitiya-i-vospitaniya-lichnosti-grazhdanina-rossii.html. Петрова Е.В. Педагогические условия культурной идентификации учащихся класса с углубленным изучением обществоведческих предметов: дис. … канд. пед. наук. Кострома, 2006. 156 с. Шакурова М.В. Педагогическое сопровождение становления и развития социокультурной идентичности школьников: дис … докт. пед. наук. М., 2007. 362 с.
Информация об авторе: Окладникова Елена Алексеевна, ORCID 0000-0003-4720-9584, доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры социологии, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, Россия Е-mail: okladnikova-ea@yandex.ru