22
Мельникова Инна Игоревна
Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского
Елифантьева Светлана Сергеевна
Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского
Междисциплинарная интеграция – актуальное средство повышения качества подготовки учителя начальных классов
Мельникова И.И., Елифантьева С.С. Междисциплинарная интеграция – актуальное средство повышения качества подготовки учителя начальных классов // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 1. С. 145-150. DOI 10.34216/2073-1426-2020-26-1-145-150
DOI: 10.34216/2073-1426-2020-26-1-145-150
УДК: 371.3
Дата приема статьи в публикацию: 20.12.2019
Аннотация: В статье рассматриваются способы и средства междисциплинарной интеграции и реализации межпредметных связей в системе профессиональной подготовки учителя начальных классов. Согласно ФГОС НОО, этот специалист должен обеспечивать достижение образовательных результатов по 9–10 учебным предметам, что требует освоения сразу нескольких областей научного знания, часто не связанных друг с другом. В существующей практике вузовского обучения каждая из этих областей изучается отдельно, вне связи с другими, в то время как грамотная междисциплинарная интеграция позволила бы объединить эти разрозненные знания в единую и целостную систему. Преподаватели высшей школы, как правило, успешно интегрируют предметы с методикой их преподавания, но значительно реже используют существующие возможности для интеграции естественно-научных и гуманитарных знаний. Наиболее эффективным и доступным средством такой интеграции, по мнению авторов, являются специально сконструированные межпредметные задания. Авторы дают определение межпредметного задания, указывают цели его использования в учебном процессе, формулируют требования к составлению, анализируют собственный опыт работы со студентами. Вопрос освещается применительно к основным дисциплинам предметно-методического модуля – русскому языку и математике. В статье приводятся примеры межпредметных заданий, апробированных в работе со студентами ЯГПУ – будущими учителями начальных классов в 2018/19 учебном году. Задания содержат материал по разделам «Элементы теории множеств», «Элементы комбинаторики», «Элементы математической логики», «Элементы алгебры» курса математики и по разделам «Фонетика», «Фонология» и «Графика» современного русского языка. Анализ опыта показал, что применение данных заданий способствовало повышению мотивации обучения, актуализации и упорядочиванию, обобщению и систематизации знаний по интегрируемым предметам, а также переносу знаний из одной области в другую. В связи с этим подобные задания целесообразно использованы при итоговой комплексной оценке результатов обучения по предметно-методическому модулю.
Ключевые слова: междисциплинарная интеграция в педагогическом вузе, межпредметные задания, подготовка учителя начальных классов.
Список литературы: Бикчентаева Р.Р., Халиуллин М.И. Влияние межпредметных связей на формирование компетенций будущих специалистов // Известия Казанского государственного архитектурно-строительного университета. 2013. № 3 (25). С. 154–159. Елифантьева С.С., Пизов А.В. Повышение качества естественно-математической подготовки будущих учителей начальных классов на основе решения межпредметных задач // Ярославский педагогический вестник. 2017. № 3. С. 117–120. Елифантьева С.С., Ястребов А.В. Методико-математические задания как средство повышения качества профессиональной подготовки будущих учителей // Ярославский педагогический вестник. 2017. № 2. С. 109–113. Зырянова И.М., Тодер Г.Б. Система задач на основе межпредметных связей // Наука и школа. 2010. № 5. С. 63–66. Интегративный подход в профессиональной подготовке будущего учителя начальных классов: коллективная монография / под науч. ред. И.В. Налимовой. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2018. 131 с. Куимова Е.И., Куимова К.А., Ячинова С.Н. Межпредметные связи как средство повышения качества обучения в высшей школе // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2. С. 506. Мельникова И.И., Елифантьева С.С. Методика подготовки учителя начальных классов к конструированию межпредметных заданий // Герценовские чтения. Начальное образование. 2019. Т. 10. Вып. 1. С. 238–242. Мельникова И.И. Проблемы литературного образования младших школьников // Литературное образование учащихся основной школы на современном этапе. Ярославль, 2015. С. 19–30. Милованова Г.И., Фомина С.Н. Межпредметные связи в профессиональной подготовке студентов в условиях модернизации образования // ЦИТИСЭ. 2015. № 1(1). С. 28. Прокофьева О.Н., Заборина М.А. Межпредметные связи педагогики как средство совершенствования подготовки бакалавров педагогического образования // Современные исследования социальных проблем. 2018. Т. 9, № 4–2. С. 106–113. Фарафонова И.В. Спецкурс «Межпредметные связи начального курса математики с другими учебными предметами» как средство улучшения качества подготовки учителя начальных классов в условиях перехода на новые образовательные стандарты // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2012. № 16. С. 210–215. Федосеев В.И., Леханова М.А. Межпредметные связи – одно из основных средств повышения профессиональной подготовки специалистов // Современные проблемы технического образования: материалы XVII Всероссийской научно-методической конференции. Йошкар-Ола: Изд-во Поволжского государственного технологического университета, 2017. С. 105–107. Хавроничев В.И. Межпредметные связи при обучении в вузе // Научная мысль. 2014. № 4 (14). С. 4–7. Шхапацева М.Х. Межпредметные и межуровневые связи в лингвометодической подготовке учителя начальных классов // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3: Педагогика и психология. 2007. № 3. С. 184–190. An interdisciplinary approach to issues and practices in teacher education, contributors Duhon-Owens, Gwendolyn, ed. by Gwendolyn M. Duhon Boudreaux, Lewiston, N. Y., E. Mellen Press, 1998, 246 p. Interdisciplinary curriculum: challenges to implementation, contributors S.S. Wineburg, P.L. Grossman. New York, Teachers College Press, 2000, 201 p. Interdisciplinary research approaches to multilingual education, ed. by V. Kourtis-Kazoullis, T. Aravossitas, E. Skourtou, P.P. Trifonas. Abingdon, Oxon, New York, NY, Routledge, 2019, 284 p. Wood K.E. Interdisciplinary instruction: a practical guide for elementary and middle school teachers. Third edition. Upper Saddle River, N. J., Pearson Prentice Hall, 2005, 216 p.
Информация об авторе: Мельникова Инна Игоревна, ORCID 0000-0001-5391-6694, кандидат педагогических наук, доцент, Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, г. Ярославль, Россия. E-mail: in-na-mel@yandex.ru
Информация о соавторе: Елифантьева Светлана Сергеевна, ORCID 0000-0003-2369-8176, кандидат педагогических наук, доцент, Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, г. Ярославль, Россия. E-mail: s.elifanteva@yandex.ru