17
Куваева Ирина Олеговна
Уральский федеральный университет
Особенности организации концепта «стресс» у работников с разным уровнем профессионального стресса
Куваева И.О. Особенности организации концепта «стресс» у работников с разным уровнем профессионального стресса // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 1. С. 112–117. DOI 10.34216/2073-1426-2020-26-1-112-117
DOI: 10.34216/2073-1426-2020-26-1-112-117
УДК: 15.9.072
Дата приема статьи в публикацию: 23.12.2019
Аннотация: Обсуждаются результаты эмпирического исследования соотношения уровня переживаемого стресса и индивидуально-психологических представлений о стрессовых ситуациях (концепт «стресс») у персонала организаций. Проверяются предположения о дифференцированности представлений у работников с высоким уровнем профессионального стресса, а также о различиях в концепте «стресс» и уровне стресса у представителей разного типа монотонного труда (традиционный vs. инновационный). Выборка состоит из 335 сотрудников: 197 рабочих завода и 138 операторов контакт-центра. Содержательные характеристики концепта (причины, состояние, последствия, процесс, управление) диагностируются с помощью направленного ассоциативного эксперимента. Выраженность профессионального стресса определяется посредством системы «Интегральная диагностика и коррекция профессионального стресса» А.Б. Леоновой (ИДИКС). Результаты свидетельствуют о взаимосвязи профессионального стресса и содержательной характеристики «управление»: персонал с выраженным стрессом достоверно чаще фиксировал способы совладания. Выявлены достоверные различия в особенностях организации концепта «стресс» и уровне стресса у операторов контакт-центра и рабочих завода. Операторы характеризовались более выраженным профессиональным стрессом; они демонстрировали более разработанные представления о состоянии, последствиях и процессе стресса. Получены данные о схожести представлений о факторах развития и стресс-менеджменте у работников традиционного и инновационного монотонного труда.
Ключевые слова: профессиональный стресс, концепт «стресс», традиционный монотонный труд, инновационный монотонный труд, оператор, контакт-центр, рабочий, завод
Финансирование и благодарности: Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-313-00240
Список литературы: Веккер Л.М. Психика и реальность: Единая теория психических процессов. М.: Смысл: Per Se, 2000. 685 с. Волкова Е.В. Технологии развития ментальных ресурсов. М.: Институт психологии РАН, 2016. 256 с. Кленова М.А. Социальные представления о стрессе у разных возрастных групп // Известия Саратовского университета. Сер.: Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4, вып. 3 (15). С. 234–237. Куваева И.О., Агапова Е.Н. Специфика профессионального стресса у представителей инновационного монотонного труда // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2018. Т. 24, № 3 (177). С. 127–134. Куваева И.О., Ачан Н.М., Лозовская К.Б. Представления о стрессе у представителей разных культур // Вопросы психологии. 2017. № 1. С. 68–81. Купер К.Л., Дэйв Ф.Дж., О’Драйсколл П. Организационный стресс: Теории, исследования и практическое применение. Харьков: Гуманитарный Центр, 2007. 336 с. Леонова А.Б. Методика интегральной диагностики и коррекции профессионального стресса (ИДИКС): метод. руководство. СПб.: ИМАТОН, 2006. 36 с. Леонова А.Б., Кузнецова А.Б. Психологические технологии управления состоянием человека. М.: Смысл, 2007. 311 с. Холодная М.А. Психология понятийного мышления: От концептуальных структур к понятийным способностям. М.: Институт психологии РАН, 2012. 288 с. Холодная М.А., Хазова С.А. Феномен концептуализации как основа продуктивности интеллектуальной деятельности и совладающего поведения // Психологический журнал. 2017. № 5. С. 5–17. Hanzelmann R.S., Passos J.P. Nursing images representations concerning stress and influence of work activity. USP School of Nursing Journal, 2010, vol. 44, № 3, pp. 694–701. DOI: 10.1590/S0080-62342010000300020. Kinman G., Jones F. Lay representations of work stress: What do people really mean when they say they are stressed? Work & Stress, 2005, 19 (2), pp. 101–120. DOI: 10.1080/02678370500144831. Quick J.C., Quick J.D., Nelson D.L., Hurrel J.J. Preventive stress management in organizations. Washington (DC), APA Press, 1997, 368 p. Tuten T.L., Neidermeyer P.E. Performance, satisfaction and turnover in call centers. The effects of stress and optimism. Journal of business Research, 2004, vol. 57 (1), pp. 26–34. DOI: 10.1016/S0148-2963(02)00281-3. Zapf D., Isic A., Becholdt M., Blau P. What is typical for call centre jobs? Job characteristics and service interactions in different call center. European Journal of Work and Organizational Psychology, 2003, vol. 12 (4), pp. 311–340. DOI 10.1080/13594320344000183.
Информация об авторе: Куваева Ирина Олеговна, ORCID 0000-0001-5451-0725, старший преподаватель департамента психологии Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург, Россия. e-mail: irina.kuvaeva@urfu.ru