32
Киреева Елена Васильевна
Тверской областной институт усовершенствования учителей
Зубарева Наталья Николаевна
Тверской областной институт усовершенствования учителей
Женское образование в аспекте профильности обучения и подготовки педагогических кадров в отечественной школе второй половины XIX – начала XX в.
Киреева Е.В., Зубарева Н.Н. Женское образование в аспекте профильности обучения и подготовки педагогических кадров в отечественной школе второй половины XIX – начала XX в. // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 1. С. 204-209. DOI 10.34216/2073-1426-2020-26-1-204-209
DOI: 10.34216/2073-1426-2020-26-1-204-209
УДК: 377
Дата приема статьи в публикацию: 27.01.2020
Аннотация: В данной статье определены ключевые проблемы женского образования в системе профильного обучения в отечественной школе второй половины XIX – начала ХХ в. с точки зрения вопроса подготовки педагогических кадров. Авторами проведен анализ подходов к проблемам профильности женского образования с учетом сословного характера образования и запросами общества рассматриваемого исторического периода. В публикации систематизированы работы выдающихся российских педагогов-теоретиков второй половины XIX – начала ХХ в. в контексте идейных и организационно-методических аспектов женского образования, а также поиска его образовательного идеала, соответствующего социальным ролям женщины того времени. Проанализирована программа курса педагогики для женских учебных заведений второй половины XIX в., сделан вывод о ее практической направленности в решении проблемы оторванности женского образования от жизненных реалий. Рассмотренные идеи и принципы ведущих педагогов-теоретиков указанного периода на проблемы женского образования в рамках профильности обучения имеют не только историческое значение, но и показывают преемственность в решении ряда современных образовательных проблем.
Ключевые слова: женское образование, женские гимназии, профильность обучения, профессиональная направленность подготовки педагогических кадров, воспитание
Список литературы: Газетные и журнальные толки о новом проекте реформ в системе женского образования // Техническое образование. 1893. № 8. С. 66–72. Добролюбов Н.А. Мысли об учреждении открытых женских школ // Педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1949. С. 239–250. Как воспитывать женщину // Воспитание и обучение. 1878. № 7–8. С. 281–313. Писарев Д.И. Реалисты // Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1984. С. 278–292. Стоюнин В.Я. Образование русской женщины // Избранные педагогические сочинения. М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1954. С. 217–238. Ушинский К.Д. Программа педагогического курса высших учебных заведений. М.; Л.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1950. Т. 10. 668 с. Чумиков А.А. Мысли об устройстве женских училищ в губернских городах // Журнал для воспитания. 1857. № 3. С. 322–343.
Информация об авторе: Киреева Елена Васильевна, кандидат философских наук, доцент кафедры развития образования ГБОУ ДПО «Тверской областной институт усовершенствования учителей», г. Тверь, Россия. Е-mail: lena_gv5@mail.ru
Информация о соавторе: Зубарева Наталья Николаевна, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой общего, среднего и профессионального образования ГБОУ ДПО «Тверской областной институт усовершенствования учителей», г. Тверь, Россия. E-mail: Zunn2010@mail.ru