2
Гагаев Андрей Александрович
Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева
Гагаев Павел Александрович
Пензенский государственный университет г. Пенза, Россия
О рациональном и иррационально-идеалистическом в педагогической рефлексии
Гагаев А.А., Гагаев П.А. О рациональном и иррационально-идеалистическом в педагогической рефлексии // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 1. С. 17–22. DOI 10.34216/2073-1426-2020-26-1-17-22
DOI: 10.34216/2073-1426-2020-26-1-17-22
УДК: 37.01
Дата приема статьи в публикацию: 17.11.2019
Аннотация: В статье исследуется проблема рационального и иррационально-идеалистического подходов в педагогике. Выявляется предмет первого и второго, устанавливаются границы их применения в реальной практике, обосновывается статус каждого в педагогической рефлексии. Методологией в работе выступают идеалистические воззрения Платона и субстратная рефлексия А.А. Гагаева, согласно которой предмет познания воспринимается как едино-множественное субъектное целое, реагирующее на обращение к себе со стороны познающего. Иррациональное в воспитании трактуется как выражение продвижения человеческой духовности к своему идеальному, или подлинному (в гносеологии Платона), бытию. Обосновывается положение об удержании в иррационально-идеалистической рефлексии полноты человеческой духовности (ее заданности и одновременно безграничности) в ее продвижении к себе самой в воспитательном процессе. В качестве ориентира в иррационально-идеалистическом воздействии на воспитуемого избирается такая реалия, как образ человеческой духовности (образ человека). Образ человеческой духовности понимается как некое изначальное в человеке, возникающее по его рождении, стремящееся к идеальному в платоновском смысле, не ограничивающееся рациональным (доступным для формального описания). Воспитание в контексте обозначенного определяется как сопровождение проступания образа человека в его духовном развитии.
Ключевые слова: рефлексия, педагогика, рациональное, иррациональное, идеалистическое, человек, изначальное, образ
Список литературы: Бердяев Н.А. И мир объектов. Опыт философии одиночества и общения // Мир философии. – М.: Политическая литература, 1991. Ч. 1. C. 549–554. Гагаев А.А. Теория и методология субстратного подхода в научном познании. Саранск: МГУ имени Н.П. Огарева, 1994. 48 с. Лосский Н.О. История русской философии. М.: Высшая школа, 1991. 559 c. Найт Джорд Р. Философия и образование. Введение в христианскую перспективу / пер. с англ. и предисл. М.В. Бахтина. СПб.: Анима, 2001. 244 с. Платон. Диалоги. М.: АСТ: Астрель, 2011. 349 с. Соловьев В.С. Статьи из энциклопедического словаря Ф.А. Брокгауза – И.А. Ефрона // Мир философии. М.: Политическая литература, 1991. Ч. 1. С. 554–562. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М.: Устойчивый мир, 2001. 232 с. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. М.; Л.: АПН РСФСР, 1948. 399 с. Франк С.Л. Непостижимое: (Онтологическое введение в философию религии). М.: Правда, 1990. 608 с. Юнг К.Г. Психологические типы. М.: Попурри, 1998. 656 с.
Информация об авторе: Гагаев Андрей Александрович, ORCID 0000-0002-1016-6843, доктор философских наук, профессор, Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева, г. Саранск, Россия E-mail: gagaev2012@mail.ru
Информация о соавторе: Гагаев Павел Александрович, ORCID 0000-0001-8904-4208, доктор педагогических наук, профессор, Пензенский государственный университет, г. Пенза, Россия E-mail: gagaevp@mail.ru