19
Бехтер Анна Александровна
Тихоокеанский государственный университет
Типологические особенности проактивного совладающего поведения младших школьников
Бехтер А.А. Типологические особенности проактивного совладающего поведения младших школьников // Вестник костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 1. С. 124-129. DOI 10.34216/2073-1426-2020-26-1-124-129
DOI: 10.34216/2073-1426-2020-26-1-124-129
УДК: 159.922.736.4
Дата приема статьи в публикацию: 06.02.2020
Аннотация: В статье представлены результаты эмпирического исследования проактивного совладающего поведения у младших школьников. Рассмотрена проблема проактивного совладающего поведения в младшем школьном возрасте, определены основные личностные свойства и качества ребёнка, связанные с его развитием (способность к прогнозированию, онтогенетическая рефлексия, понимание категорий времени). Обсуждается вопрос о взаимосвязи прогнозирования и понимания временной перспективы ребенком (категорий прошлое, настоящее, будущее) с точки зрения формирования онтогенеза проактивного совладания. Установлены положительные корреляционные связи между стилями проактивного совладающего поведения и личностными свойствами ребенка (прогнозированием, рефлексией прошлого опыта). Установлено, что в младшем школьном возрасте почти сформированы превентивное и рефлексивное преодоление, зависящие от эмоциональной поддержки значимых взрослых и объема информационной поддержки. Особо отмечена положительная корреляция между эмоциональной поддержкой и возрастом. Кластеризация данных исследования позволила автору выделить и описать три типа проактивного совладающего поведения детей (превентивно-рефлексивный, негативно-проактивный, позитивно-проактивный), отличающиеся уровнем способности к прогнозированию, рефлексией прошлого опыта и преобладанием конкретного стиля проактивного совладания.
Ключевые слова: проактивное совладающее поведение, младший школьник, прогнозирование, онтогенетическая рефлексия
Список литературы: 1. Диагностика суицидального риска и психопрофилактика суицида у детей и подростков: учеб.-метод. пособие / М.В. Сапоровская, Т.Л. Крюкова, С.А. Хазова и др. Кострома: КГУ, 2016. 140 с. 2. Куфтяк Е.В. Факторы становления совладающего поведения в детском и подростковом возрасте // Психологические исследования. 2012. № 2 (22). С. 4. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 02.02.2020). 0421200116/0015. 3. Куфтяк Е.В. Совладающее поведение в период взросления: соотношение механизмов психологических защит, реактивного и проактивного совладания // Методология, теория, история психологии личности / отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Никитина, Н.Е. Харламенкова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2019. С. 680–690. 4. Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. СПб.: Речь, 2000. 5. Старченкова Е.С. Концепция проактивного совладающего поведения // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 12. 2009. Вып. 2. Ч. 1. С. 198–205. 6. Регуш Л.А. Психология прогнозирования: способность, ее развитие и диагностика. Киев: Вища школа, 1997. 88 с. 7. Eisenberg N., Valiente C. Parenting and children’s proactive and moral development. In Handbook of Parenting, ed. M.H. Bomstein. Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum 2002, vol. 5: Practical Issues in Parenting, pp. 111–122. 8. Ersen O., Bilgic R. The effect of proactive and preventive coping styles on personal and organizational outcomes: Be proactive if you want good outcomes. Cogent Psychology, 2008, рр. 1–14. DOI 10.1080/233311908.2018.1492865 9. Nabeel T., Zafar H. Parental Attachment and Proactive Attitude among Adolescents. Multidisciplinary Research Journal (JPAIR), 2012, vol. 7, no. 1. 10. Greenglass E., Schwarzer R., Jakubiec D. [еtс.]. The Proactive Coping Inventory (PCI): A Multidimensional Research Instrument. Paper presented at the 20th International Conference of the Stress and Anxiety Research Society (STAR), Cracow, Poland, July 12–14, 1999.
Информация об авторе: Бехтер Анна Александровна, ORCID 0000-0002-1017-558X, кандидат психологических наук, доцент, Тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск, Россия. E-mail: behter2004@mail.ru