16
Волкова Ирина Павловна
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Королева Наталья Николаевна
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Личностные предпосылки самостоятельной ориентировки в пространстве инвалидов по зрению
Волкова И.П., Королева Н.Н. Личностные предпосылки самостоятельной ориентировки в пространстве инвалидов по зрению // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2024. Т. 30, № 2. С. 114-122. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2024-30-2-114-122
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2024-30-2-114-122
УДК: 364.04
EDN: BQTZIA
Дата приема статьи в публикацию: 11.04.2024
Аннотация: В статье представлены результаты эмпирического исследования характеристик личности, обусловливающих самостоятельную ориентацию в пространстве инвалидов по зрению. В исследовании приняли участие 23 инвалида по зрению зрелого возраста. Использовался следующий психодиагностический комплекс: методика диагностики доминирующего психического состояния «Доминирующее состояние» (ДС) Л.В. Куликова, опросник «Копинг-стратегии» Р. Лазаруса, опросник уровня субъективного контроля (УСК) Роттера, адаптированный Е.Ф. Бажиным, Е.А. Голынкиной, А.М. Эткиндом; разработанная нами анкета, направленная на самооценку инвалидами по зрению способности самостоятельно ориентироваться в пространстве. Полученные результаты позволили выявить характеристики личности, выступающие предпосылками самостоятельной ориентации в пространстве у лиц с глубокими нарушениями зрения в зрелом возрасте. Основные затруднения в процессе самостоятельной ориентации в пространстве у инвалидов по зрению связаны с трудностями нахождения необходимых ориентиров, движением транспорта, отсутствием безбарьерной среды, с негативными переживаниями во время самостоятельной ориентировки; с недоступностью невербальной коммуникации при обращении к зрячим за помощью, отсутствием опыта использования современных технических средств, способствующих более успешному ориентированию в пространстве. Личностными предпосылками самостоятельной пространственной ориентировки инвалидов выступают такие копинг-стратегии, как положительная переоценка, дистанцирование, самоконтроль, принятие ответственности, интернальный локус контроля, спокойствие, эмоциональная устойчивость, активность, принятие себя, позитивное отношение к жизни.
Ключевые слова: инвалиды по зрению, пространственная ориентировка, копинг-стратегии, локус контроля, доминирующие эмоциональные состояния, социальная реабилитация.
Список литературы: Бонкало Т.И., Еремин М.В., Ковалева М.А., Милюков А.И. Особенности формирования функций пространственной ориентировки у младших школьников с задержкой психического развития // Психология. Психофизиология. 2022. Т. 15, № 3. С. 70–79. https://doi.org/10.14529/jpps220307 Вачеян Л.А., Иванова М.Д. Современные проблемы ориентировки в пространстве лиц с нарушениями зрения // Специальное и инклюзивное образование: проблемы и перспективы развития. 2022. С. 133–139. Верховцев К.Н. Рэндзю как средство развития пространственного мышления слепых и слабовидящих // Сибирский учитель. 2020. № 3 (130). С. 26–30. Волкова И.П. Отношение общества к инвалидам по зрению: историко-психологический анализ: монография. Санкт-Петербург: Изд-во НПЦ «ПСН», 2020. 179 с. Волкова И.П., Казанкина Е.Н. Личностные ресурсы социальной реабилитации лиц с врожденной и приобретенной зрительной патологией // Альманах Института коррекционной педагогики. 2021. № 46 (1). С. 98–113. Ганжала Г.П., Малярчук Н.Н. Восприятие собственного тела детьми с глубокими нарушениями зрения // Обзор педагогических исследований. 2020. Т. 2, № 4. С. 72–79. Домбровская А.Е., Домбровская И.В. Тактильные и тактильно-звуковые карты в условиях формирования доступной среды для незрячих пользователей // Лидер будущего. 2021. С. 33–37. Замашнюк Е.В., Лукина Т.А. Теоретические аспекты развития зрительно-пространственного восприятия у детей с нарушением зрения // Образовательная среда сегодня: теория и практика. 2019. С. 111–114. Кохан С.Т., Виноградова Н.И., Грабовская Я.И., Сарудейкина Ю.В. Реалии психосоциальной адаптации поздно ослепших студентов в вузе // Международный журнал экспериментального образования. 2021. № 1. С. 63–67. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. Санкт-Петербург: КАРО, 2006. 336 с. Логинова И.О., Петряева О.В. Аналитический обзор исследований по проблеме реабилитации и реабилитационного потенциала в современных медико-психологических публикациях // Psychology. Psychophysiology. 2019. Vol. 12, No. 4. Pp. 34-43. Михальчи Е.В. Изучение взаимосвязей адаптивности к физическим условиям среды с другими психологическими качествами личности // Вестник Мининского университета. 2022. Т. 10, № 2. С. 9. Нозилов Д.А., Каримов Н.М., Зоиров Э.К. Ориентирование незрячих в окружающем архитектурном пространстве // Инновационные направления исследований в сфере естественных и технических наук: сб. науч. трудов по материалам Междунар. науч.-практ. конф.; г. Белгород, 28 июня 2019 г. Белгород: АПНИ, 2019. С. 86–90. Строева Т.С., Медведева Е.Ю. Полисенсорный подход в формировании пространственной ориентировки у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 71-4. С. 283–286. Чернова Г.Р., Арбузова А.Г. Состояние зрительно-пространственной ориентировки дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения // Специальное образование. 2019. С. 319–325. Шолух Н.В., Сацура Е.И., Иванова А.А. Обустройство сенсорных пространств в структуре социальных и реабилитационных учреждений для лиц с физическими ограничениями: экспериментальное проектирование и строительство // Современное промышленное и гражданское строительство. 2021. Т. 17, № 2. С. 113–123. Calabrese В., Velázquez R. et al. Solar-Powered Deep Learning-Based Recognition System of Daily Used Objects and Human Faces for Assistance of the Visually Impaired. Energies, 2020, vol. 13 (22), pp. 6104. https://doi.org/10.3390/en13226104 Cuturi L.F., Aggius-Vella E., Campus C., Parmiggiani A., & Gori M. From science to technology: Orientation and mobility in blind children and adults. Neuroscience & Biobehavioral Reviews, 2016, vol. 71, pp. 240-251. Hojan E. et al. A new method of teaching spatial orientation to the blind. Acta Physica Polonica A, 2012, vol. 121, No. 1A. Růžičková V. Spatial Orientation Of People With Visual Impairment. Education and Educational Psychology.Proceedings of the 10th International Conference on Education and Educational Psychology (ICEEPSY 2019). 09-12 October, 2019. Barcelona, Spain. (Series: European Proceedings of Social and Behavioural Sciences). Zanchi S. et al. Evaluation of a motion platform combined with an acoustic virtual reality tool: a spatial orientation test in sighted and visually impaired people. 2021 43rd Annual International Conference of the IEEE Engineering in Medicine & Biology Society (EMBC). IEEE, 2021, pp. 6078-6081.
Информация об авторе: Волкова Ирина Павловна, доктор психологических наук, профессор, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия, volkova52@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-8812-2832
Информация о соавторе: Королева Наталья Николаевна, доктор психологических наук, профессор, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия, korolevanatalya@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-4399-6330