14
Деревянченко Елена Анатольевна
Омский государственный педагогический университет
Медиативная деятельность в контексте профессионально ориентированного обучения иностранному языку в вузе
Деревянченко Е.А. Медиативная деятельность в контексте профессионально ориентированного обучения иностранному языку в вузе // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2024. Т. 30, № 2. С. 97-103. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2024-30-2-97-103
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2024-30-2-97-103
УДК: 378:811.111
EDN: MYDXMN
Дата приема статьи в публикацию: 25.03.2024
Аннотация: В статье рассматривается медиация как новая форма посредничества с методической точки зрения. Медиативная деятельность лежит в основе коммуникации в поликультурном обществе и является необходимым условием комфортного взаимодействия. Впервые шкала дескрипторов для онлайн-взаимодействия и медиативной деятельности вышла в 2020 году как дополнительный том к документу «Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: обучение, преподавание, оценка (CEFR)». Представленные коммуникативные сферы и роли, предполагающие медиацию, согласованы с глобальной шкалой уровней владения иностранным языком, что позволяет развивать необходимые медиативные умения, а также могут стать основой для моделирования коммуникативных ситуаций в процессе профессионально ориентированного обучения иностранному языку в высшей школе. Профессионально ориентированное обучение иностранному языку в вузе нацелено на подготовку профессионалов, конкурентоспособных и готовых к успешной коммуникации в избранной сфере деятельности. Медиативная деятельность преподавателя и студентов на занятиях по иностранному языку позволяет осуществить продуктивное взаимодействие с целью моделирования коммуникативных ситуаций, содержащих не только коммуникативную задачу, но и профессиональный контекст, свойственный изучаемой лингвокультуре. Моделирование коммуникативных ситуаций для указанной цели возможно на основе коммуникативно-деятельностного и конструктивистского подходов. Последний отражает ценностные установки коммуникантов и их попытки ценностно-рационального выбора смыслов и концептов в процессе коммуникации, что также является основой для медиативной деятельности как посредничества в языке и посредничестве в отношениях.
Ключевые слова: профессионально ориентированное обучение, иностранный язык, посредничество, взаимодействие, социальный конструктивизм, медиативная деятельность
Список литературы: Ботарев С. Конструктивизм в обучении: почему этот прекрасный педагогический подход не стал массовым. URL: https://skillbox.ru/media/education/konstruktivizm-v-obuchenii-pochemu-etot-prekrasnyy-pedagogicheskiy-podkhod-ne-stal-massovym/ (дата обращения: 14.09.2023). Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. Москва: МПСИ, 2003. 408 с. Волочков А.А. Активность, ценностная направленность и психологическое здоровье студенчества // Гуманизация образования. 2017. № 4. С. 18–26. Гузикова В.В. Предметно-языковое интегрированное обучения как методика активизации процесса обучения иностранному языку // Научный компонет. 2019. № 2 (2). С. 169–173. Дубских А.И. Предметно-языковое интегрированное обучение иностранному языку студентов неязыковых направлений: преимущества и проблемы внедрения // Актуальные вопросы современной филологии и журналистики. 2020. № 4 (39). С. 44–50. Касавин И.Т. Конструктивизм: заявленные программы и нерешенные проблемы // Epistemology & Philosophy of Science. 2008. № 1. С. 5–14. Клягин С.В. Социальная коммуникация: созидание человека и общества // Вестник РГГУ. Серия: Политология. История. Международные отношения. 2007. № 1. С. 33–46. ФГОС ВО (3++) по направлениям бакалавриата // FGOSVO: портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. URL: https://www.fgosvo.ru/fgosvo/index/24 (дата обращения: 14.09.2023). ФГОС ВО (3++) по направлениям специалитета // FGOSVO: портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. URL: https://fgosvo.ru/fgosvo/index/26/76 (дата обращения: 14.09.2023). Brown D. N. Mediated learning and foreign language acquisition. La revue de GERAS ASP, 2002, No. 35-36, pp. 167-182. https://doi.org/10.4000/asp.1651 Common European Framework of Reference for Languages: Learning, Teaching, Assessment (CEFR), 2020. URL: https://rm.coe.int/common-european-framework-of-reference-for-languages-learning-teaching/16809ea0d4 (access date: 10.08.2023). Common European Framework of Reference for Languages: Learning, Teaching, Assessment (CEFR), 2001. URL: https://rm.coe.int/common-european-framework-of-reference-for-languages-learning-teaching/16802fc1bf (access date: 14.08.2023). Gemeinsamer europäischer Referenzrahmen für Sprachen (GER): Niveau A1·A2·B1·B2·C1·C2 lernen, lehren, beurteilen Gemeinsamer europäischer Referenzrahmen für Sprachen. Begleitband Nr. 5: Beispiele für den Gebrauch der Deskriptoren für Online-Interaktion und Mediationsaktivitäten. Ernst Klett Sprachen GmbH, Stuttgart, 2020, p. 52.
Информация об авторе: Деревянченко Елена Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент, Омский государственный педагогический университет, Омск, Россия, barlen@yandex.ru, https://orcid.org/0009-0005-7868-7222