7
Блинова Елена Евгеньевна
Херсонский государственный педагогический университет; Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых
Левченко Татьяна Васильевна
Херсонский государственный педагогический университет
Успешность социально-психологической адаптации в группах переселенцев с разным уровнем психологического капитала
Блинова Е.Е., Левченко Т.В. Успешность социально-психологической адаптации в группах переселенцев с разным уровнем психологического капитала // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2024. Т. 30, No. 2. С. 49-54. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2024-30-2-49-54
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2024-30-2-49-54
УДК: 159.9:316.6
EDN: RWDGFP
Дата приема статьи в публикацию: 25.04.2024
Аннотация: Статья посвящена актуальной проблеме социально-психологической адаптации вынужденных мигрантов, поиску ресурсов, улучшающих качество адаптации в регионе переселения. Среди личностных ресурсов выделен феномен психологического капитала, включающий в себя самоэффективность, надежду, оптимизм, устойчивость. Эмпирическое исследование проведено в Херсонской области с участием студентов эвакуированного университета. Использованы опросник «ПсиКап» (В.Г. Маралов, М.А. Кудака, О.В. Смирнов) и «Методика диагностики социально-психологической адаптации» (C. Rogers, R. Dymond; в адаптации А.К. Осницкого). Для статистической обработки применен корреляционный анализ, критерий углового преобразования Фишера. Обнаружены статистически значимые различия между группами студентов-переселенцев с разным уровнем психологического капитала по показателям социально-психологической адаптации «Интернальность», «Стремление к доминированию», что показывает влияние на адаптацию активных действий, стремления управлять своей жизнью, контролировать события, принимать на себя ответственность за результат. На основе эмпирического исследования студенческой выборки переселенцев показаны взаимозависимости составляющих психологического капитала и показателей социально-психологической адаптации. Установлено, что наиболее важными детерминантами успешности адаптации являются самоэффективность и жизнестойкость.
Ключевые слова: вынужденная миграция, переселенцы, адаптация, психологический капитал, самоэффективность, оптимизм, жизнестойкость, надежда.
Список литературы: Дайнеко В.В., Штроо В.А. Позитивный психологический капитал: теоретические концепции и методы измерения // Мир психологии. 2022. № 1 (108). С. 4–14. https://doi.org/10.51944/20738528_2022_1_4 Ермолаева М.В., Лубовский Д.В. Психологический капитал организации в контексте ресурсного и социально-психологического подходов // Социальная психология и общество. 2020. Т. 11, № 4. C. 59–70. https://doi.org/10.17759/sps.2020110405 Иванова Т.Ю., Леонтьев Д.А., Осин Е.Н., Рассказова Е.И., Кошелева Н.В. Современные проблемы изучения личностных ресурсов в профессиональной деятельности // Организационная психология. 2018. Т. 8, № 1. С. 85–121. Леонтьев Д.А. Саморегуляция, ресурсы и личностный потенциал // Сибирский психологический журнал. 2016. № 62. С. 18–37. https://doi.org/10.17223/17267080/62/3 Маралов В.Г., Кудака М.А., Смирнова О.В. Разработка и апробация русскоязычной версии опросника «Психологический капитал» для использования в сфере высшего образования // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2022. Вып. 6 (46). С. 168–180. https://doi.org/10.23951/2307-6127-2022-6-168-180 Моросанова В.И., Аванесян Г.М. Ресурсный подход к психологическому капиталу и осознанной саморегуляции человека // Modern Psychology Scientific Bulletin. 2020. № 1. С. 88–99. https://doi.org/10.46991/SBMP/2020.3.1.088 Осницкий А.К. Определение характеристик социальной адаптации // Психология и школа. 2004. № 1. С. 43–56. Ромашкина Г.Ф., Давыденко В.А. Психологический капитал личности (самоэффективность, надежда, жизнестойкость и оптимизм) как фрагменты образа будущего // Образ будущего: сб. тезисов II Междунар. науч.-практ. конф. Орёл, 2022. С. 111–113. Kuzikova S., Shcherbak T., Popovych I., Blynova O. and Skyba O. Psychological Features of Subjective Vitality and Hardiness of Representatives of Parachute Sports. International Journal of Applied Exercise Physiology, 2020, vol. 9 (9), рр. 172-177. URL: http://ijaep.com/Journal/vol.9.9.pdf Luthans B.C., Luthans K.W., Jensen S. The impact of business school students’ psychological capital on academic performance. Journal of Education for Business 2012, vol. 87 (5), рр. 253-259. https://doi.org/10.1080/08832323.2011.609844 Maddi S. The Story of Hardiness; 20 Years of Theorizing, Research and Practice. Consulting Psychology Journal, 2002, vol. 54, рр. 173-185. Newman A., Ucbasaran D., Zhu F.E.I., & Hirst G. Psychological capital: A review and synthesis. Journal of organizational behavior, 2014, vol. 35 (S1), рр. 120-138. https://doi.org/10.1002/job.1916 Nolzen N. The concept of psychological capital: a comprehensive review. Management Review Quarterly, 2018, vol. 68, рр. 237-277. https://doi.org/10.1007/s11301-018-0138-6 Sridevi G., Srinivasan P.T. Psychological capital: a review of evolving literature. Colombo Business Journal, 2012, vol. 3, No. 1, pp. 25–39. URL: http://220.247.247.85:8081/handle/123456789/7694
Информация об авторе: Блинова Елена Евгеньевна, доктор психологических наук, профессор, Херсонский государственный педагогический университет, Херсон; Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, Владимир, Россия, elena.blynova@gmail.com, https://orcid.org/0000-0003-3011-6082
Информация о соавторе: Левченко Татьяна Васильевна, Херсонский государственный педагогический университет, Херсон, Россия, tatianalevchenkoal@gmail.com, https://orcid.org/0009-0007-2713-0736