14
Сигова Вера Леонидовна
Вологодский государственный университет
Кокина Ирина Алексеевна
Вологодский государственный университет
Пьянкова Ольга Борисовна
Вологодский государственный университет
Внеучебная концертная практика как фактор личностно-профессионального саморазвития будущего педагога-музыканта
Сигова В.Л., Кокина И.А., Пьянкова О.Б. Внеучебная концертная практика как фактор личностно-профессионального саморазвития будущего педагога-музыканта // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2024. Т. 30, № 1. С. 98-105. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2024-30-1-98-105
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2024-30-1-98-105
УДК: 78
EDN: RSMTNO
Дата приема статьи в публикацию: 01.03.2024
Аннотация: Статья посвящена исследованию проблемы личностно-профессионального саморазвития будущего педагога-музыканта в процессе его участия во внеучебной концертной практике. Анализируются потенциальные возможности различных форм организации данной практики с целью определения наиболее благоприятных с точки зрения личностно-профессионального роста студентов. Опираясь на средовой подход к пониманию профессиональной специфики музыкально-педагогической деятельности будущего учителя и принципы личностно развивающего высшего образования, на основе изучения трудов в области музыкальной психологии и педагогики, а также использования методов педагогического наблюдения было установлено, что для личностно-профессионального саморазвития студентов внеучебное образовательное пространство используется крайне недостаточно. В этой связи была предпринята попытка рассмотреть возможности личностно-профессионального саморазвития студентов в условиях внеучебной творческой образовательной среды: концерты классов, фестивали, конкурсы, просветительские проекты, мастер-классы, тематические мероприятия в содружестве с музейными и художественными организациями и др. По итогам анализа результатов педагогического наблюдения разработаны уровни, критерии и показатели личностно-профессионального саморазвития студентов в условиях внеучебной концертной практики. Определены ряд условий, наиболее оптимально способствующих личностному саморазвитию будущего педагога-музыканта в области профессиональной творческой деятельности.
Ключевые слова: внеучебная концертная практика, педагог-музыкант, мотивация, среда, личность, саморазвитие, ситуация успеха, свобода выбора
Список литературы: Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. Москва, 2004. 336 с. Андреев В.И. Педагогика: учеб. курс для творческого саморазвития. 3-е изд. Казань, 2006. 608 с. Арчажникова Л.Г. Профессия – учитель музыки: кн. для учителя. Москва, 1984. 111 с. Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности: монография / науч. ред. Н.К. Сергеев. Волгоград, 2001. 181 с. Емельянова О.Я. Формирование креативного потенциала вузов с целью поддержания инновационного развития региона // Адаптационные механизмы и практики в трансформирующихся обществах: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Воронеж, 2016. С. 30–35. Ильин Е.П. Мотивы и мотивация. Санкт-Петербург, 2000. 512 с. Исаев Е.И., Слободчиков В.И. Психология образования человека: Становление субъектности в образовательных процессах. Москва, 2014. 432 с. Коссов Б.Б. Личность: Теория, диагностика и развитие. Москва, 2000. 240 с. Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании: дис. …д-ра пед. наук. Москва, 1997. 193 с. Птицына М.И. Концертная практика в профессиональной подготовке студента-музыканта // Проблемы теории и практики постановки голоса: материалы VII Междунар. науч.- практ. конф. (5–6 ноября 2020 года) / под общ. ред. А.В. Филиппова, Ю.Ю. Андреевой, И.Э. Рахимбаевой. Саратов, 2020. С. 136–143. Сигова В.Л. Создание креативной образовательной среды как условие личностно-профессионального саморазвития будущего педагога-музыканта // Проблемы художественно-эстетического образования и воспитания в контексте социокультурных вызовов: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (10 декабря 2020 года). Липецк, 2021. С. 53–56. Сластенин В.А. О русском педагоге. Москва, 2000. 488 с. Субботина И.В. Формирование музыкального мышления у студента-музыканта в классе хорового дирижирования в контексте аксиологического подхода // Бизнес. Образование. Право. 2023. № 1 (62). С. 418–424. Четверикова Г.М. Концертно-исполнительская практика в профессиональном развитии будущего педагога-музыканта // Вестник Таганрогского института им. А.П. Чехова. 2020. № 1. С. 151–155
Информация об авторе: Сигова Вера Леонидовна, кандидат педагогических наук, Вологодский государственный университет, Вологда, Россия, vsigova@list.ru, https://orcid.org/0000-0003-2673-8604
Информация о соавторе: Кокина Ирина Алексеевна, Вологодский государственный университет, Вологда, Россия, irinakokina60@mail.ru, https://orcid.org/0009-0000-4215-2342
Информация о соавторе: Пьянкова Ольга Борисовна, Вологодский государственный университет, Вологда, Россия; olborne@mail.ru, https://orcid.org/0009-0001-7818-2305