krasavin-vestnik-pip-2024-ru.pdf |
- 2
- Модель формирования этнокультурной идентичности обучающихся сельских школ в процессе проектной деятельности
- Красавин Н.Д.. Модель формирования этнокультурной идентичности обучающихся сельских школ в процессе проектной деятельности // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2024. Т. 30, № 1. С. 15-22. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2024-30-1-15-22
- DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2024-30-1-15-22
- УДК: 373
- EDN: LAMNPT
- Дата приема статьи в публикацию: 19.02.2024
- Аннотация: В статье рассматриваются проблемы современного российского образования, связанные с формированием этнокультурной идентичности обучающихся, определяется модель формирования этнокультурной идентичности обучающихся сельских школ в процессе проектной деятельности. Производится теоретический анализ понятия этнокультурной идентичности, сравнительная характеристика таких категорий, как национальная идентичность, социальная идентичности, этническая идентичность, социокультурная идентичность и этнокультурная идентичность. Определяется структура феномена этнокультурной идентичности, в которой выделяются ценностно-ориентировочный, когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий компоненты. Анализируется массовый опыт формирования этнокультурной идентичности у детей и молодёжи, который на данном этапе развития педагогической практики характеризуется отсутствием системной деятельности, направленной на формирование этнокультурной идентичности обучающихся в учреждениях основного и дополнительного образования, а также фрагментарностью. Предлагается модель формирования этнокультурной идентичности обучающихся сельских школ в процессе проектной деятельности и определяются основные содержательные этапы её реализации.
- Ключевые слова: этнокультурная идентичность, идентичность, культурно-историческое наследие, этнокультурное воспитание, этнокультурная группа.
- Список литературы: Агеев В.С. Психология межгрупповых отношений: дис. … д-ра психол. наук. Москва, 1989. 385 с. Кричевский Р.Л. Психология малой группы: Теоретический и прикладной аспекты. Москва: Изд-во Моск. ун-та, 2013. 437 с. Михайлова М.А. Этнокультурная идентичность в условиях культурной глобализации // Вестник Бурятского государственного университета. Философия. 2013. № 14. С. 191–196. Морзавченков Г.А. Язык как фактор этнокультурной идентичности: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Нижний Новгород, 2015. 30 с. Новочук П.А. Формирование этнической самоидентичности молодежи в условиях социально-культурной деятельности: дис. ... канд. пед. наук. Тамбов, 2009. 229 с. Попова М.К. Национальная идентичность и ее отражение в художественном сознании. Воронеж: Воронежский гос. ун-т, 2004. 169 с. Репринцев А.В., Сухоруков И.С. Формирование этнокультурной идентичности подростков и юношества как проблема современной психологии и социальной педагогики // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. 2017. № 7 (256). С. 142–149. Рождественская Р.Л. Развитие этнокультурной идентификации личности ребёнка средствами лингвокраеведения в процессе изучения русского языка // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2016. № 1 (7). С. 51–56. Стефаненко Т.Г. Изучение идентификационных процессов в психологии и смежных науках // Трансформации идентификационных структур в современной России. Москва: Моск. обществ. науч. фонд, 2001. С. 11–30. Теннис Ф. Общность и общество: основные понятия чистой социологии / пер. с нем. Д.В. Скляднева. Санкт-Петербург: Владимир Даль, 2002. 450 с. Шарапова С.М. Феномен идентичности в истории профессиональной художественной культуры коми (зырян) ХХ века: автореф. дис. ... канд. культурологии. Санкт-Петербург, 2005. 27 с. Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию. Санкт-Петербург: Алетейя, 1996. 376 с. Этнология: учеб. для студентов вузов / под ред. А.П. Садохина, Т.Г. Грушевицкой. Москва: Высш. шк.: Academia, 2000. 302 с.