15
Емельяненкова Анна Валерьевна
Ульяновский государственный университет
Аиткаримова Мария Юрьевна
Ульяновский государственный университет
Личностный и социальный аспект психологической диагностики детей с ментальными нарушениями в медико-социальной экспертизе
Емельяненкова А.В., Аиткаримова М.Ю. Личностный и социальный аспект психологической диагностики детей с ментальными нарушениями в медико-социальной экспертизе // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2023. Т. 29, № 3. С. 117-123. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2023-29-3-117-123
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2023-29-3-117-123
УДК: 159.9:316.6
Дата приема статьи в публикацию: 11.09.2023
Аннотация: В статье обсуждаются личностные и социальные особенности детей с нарушениями психических функций, проходящих медико-социальную экспертизу для установления категории «ребёнок-инвалид». Приведены результаты сравнения двух групп: дети, которым была установлена категория «ребенок-инвалид» по итогам экспертизы, и дети, которым данная категория была не установлена. Личностные и социальные особенности диагностировались с помощью детского варианта многофакторного личностного опросника Р. Кеттелла, методики Р. Жиля «Фильм-тест «Межличностные отношения ребенка», карты наблюдения. Были получены статистически достоверные различия особенностей детей с разным уровнем ментальных нарушений: по степени общительности, вербальному интеллекту, уверенности в себе, социальной смелости и склонности к риску, чувству ответственности, чувствительности и самоконтролю; по стратегиям коммуникации и адаптации в семье и внешнем социуме. Основным выводом исследования стало утверждение, что проведение современной медико-социальной экспертизы требует учитывать не только виды, стойкость и степень выраженности ментальных нарушений, но и оценивать личностные и социальные особенности детей. Это позволит психологу выявить личностный потенциал ребёнка и необходимость конкретных реабилитационных мероприятий и мер социальной поддержки.
Ключевые слова: личностные черты, медико-социальная экспертиза, ментальные нарушения, социальное взаимодействие
Список литературы: Аиткаримова М.Ю., Емельяненкова А.В. Специфика применения диагностических процедур при проведении медико-социальной экспертизы у детей с нарушениями психических функций // Инновации в науке. 2017. № 9 (70). С. 36–39. Альбицкая Ж.В. Троицкий С.И. Сравнительный анализ степени выраженности социальной дезадаптации у детей с различными психическими расстройствами // Психическое здоровье. 2020. № 5. С. 29–34. Андриянова С.А., Сидор И.В., Смирнова Н.В. Значение экспериментально-психологического обследования при проведении медико-социальной экспертизы детей с умственной отсталостью // Медико-социальные проблемы инвалидности. 2019. № 1. С. 72–77. Балашова Е.Ю., Ковязина М.С. Нейропсихологическая диагностика. Классические стимульные материалы. 5-е изд. М: Генезис, 2015. 72 с. Войтенко Р.М. Детская социальная психиатрия. Санкт-Петербург: Медея, 2008. 284 с. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Особенности психического развития дошкольников с нарушениями интеллекта // Коррекционно-педагогическое образование. 2021. № 3 (27). С. 5–26. Мамайчук А.И. Методы психологической помощи детям и подросткам с нарушениями в развитии: учеб. пособие. Санкт-Петербург: Эко-Вектор, 2015. 416 с. Методологические и практические принципы формирования многоуровневой системы реабилитации детей 0–4 лет / А.В. Каган, Е.В. Плотникова, Ю.В. Горелик и др. // Профилактическая и клиническая медицина. 2020. № 4 (77). С. 60–67. Помникова В.Г., Пенина Г.О., Владимирова О.Н. Методика проведения медико-социальной экспертизы и формирование заключений о реабилитационных мероприятиях у детей. Санкт-Петербург: СПбИУВЭК Минтруда России, 2014. 281 с. Программа сопровождения обеспечения социально-психологической безопасности детей с нарушениями интеллекта / П.А. Кисляков, А.Г. Удодов, Е.И. Дубровинская, В.П. Карташев // Современные исследования социальных проблем: электрон. науч. журнал. 2018. Т. 9, № 2-1. С. 55–69. Пузин С.Н., Храпылина Л.П., Волынец Г.В. Стратегия создания системы непрерывного реабилитационного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и особенностями развития // Вестник Всероссийского общества специалистов по медико-социальной экспертизе, реабилитации и реабилитационной индустрии. 2013. № 2. С. 6–14. A systematic review and psychometric evaluation of adaptive behavior scales and recommendations for practice, G.R. Floyd, E.I. Shands, V.C. Alfonso et al. J. Appl. Sch. Psychol., 2015, No. 31, рр. 83-133. DOI: 10.1080/15377903.2014.979384 Shmeleva E.A., Kislyakov P.A., Silaeva O.A. Tutor's Support of Special Needs Children. Progress in education. New York, Nova Science Publishers, Inc. USA, 2019, vol. 57, рр. 169-190.
Информация об авторе: Емельяненкова Анна Валерьевна, кандидат психологических наук, Ульяновский государственный университет, Ульяновск, Россия, annaemelyanenkova@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-3896-8354
Информация о соавторе: Аиткаримова Мария Юрьевна, Ульяновский государственный университет, Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ульяновской области Минтруда России, Ульяновск, Россия, aitkarma@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-7009-9964