- 10
- Семейное воспитание как фактор нарушения психического здоровья подростков
- Жданова Л.А., Иванова И.В., Бобошко И.Е. Семейное воспитание как фактор нарушения психического здоровья подростков // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2023. Т. 29, № 1. С. 70-78. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2023-29-1-70-78
- DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2023-29-1-70-78
- УДК: 159.9:37.018.1
- Дата приема статьи в публикацию: 28.12.2022
- Аннотация: Высокая частота факторов риска в социально-экономическом и социально-психологическом статусе современных семей определяет необходимость тщательного сбора семейного анамнеза и отражения соответствующих сведений в первичной медицинской документации. Особую значимость представляет оценка динамики семейного анамнеза в «переломные» периоды жизни ребенка, связанные с адаптацией к новым микросоциальным условиям образовательных организаций. Было проведено медико-психолого-социологическое анкетирование 795 детей 12–14-летнего возраста и их родителей и изучение характера нарушений типов семейного воспитания. Проводился анализ социального анамнеза по первичной медицинской документации. Те или иные неблагоприятные факторы семейного анамнеза имели место у 87 % семей, более трети детей испытывают страхи, связанные с отношениями в семье, половина – разногласия с родителями, неуверенность в близости и поддержке со стороны близких. При анализе семейного воспитания отсутствие нарушений имело место только у трети подростков. Показано прямое влияние родительской позиции на формирование у ребенка дистимичного и тревожного типа акцентуации характера. Необходима интеграция сведений, отражающих особенности семейного анамнеза, для создания персонифицированных программ медико-социального сопровождения детей, включающих практику семейного консультирования и образовательные мероприятия для родителей по спектру выявленных проблем. Индивидуализация психолого-социального сопровождения – эффективный путь оптимальной самоактуализации ребенка, его социальной соотнесенности, позитивных форм поведения, что может стать основой социально-психологического адаптирования, гарантией гармонизации личности и базисом психического здоровья.
- Ключевые слова: школьники, факторы риска, социально – экономический статус семьи, акцентуации характера, программы сопровождения
- Список литературы: Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. 7-е изд. Санкт-Петербург: Питер, 2005. 688 с. Денисов А.П., Кун О.А., Денисова О.А., Филиппова Е.Д., Равдугина Т.Г., Банюшевич И.А. Состояние здоровья детей в зависимости от условий и образа жизни семьи (обзор литературы) // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017. № 10-2. С. 236–240. URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=11895 (дата обращения: 11.03.2023). Дубровина И.В. Психологические проблемы воспитания детей и школьников в условиях информационного общества // Национальный психологический журнал. 2018. № 1 (29). С. 6–16. Жданова Л.А., Бобошко И.Е., Молькова Л.К. Медико-социальные аспекты психического здоровья детей и подростков, возможности его охраны и укрепления // Вестник ИвГМА. 2020. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mediko-sotsialnye-aspekty-psihicheskogo-zdorovya-detey-i-podrostkov-vozmozhnosti-ego-ohrany-i-ukrepleniya (дата обращения: 11.03.2023). Исаев Д.Н. Эмоциональный стресс, психосоматические и соматопсихические расстройства у детей. Санкт-Петербург: Речь, 2005. 400 с. Короленко А.В. Семейное воспитание как фактор формирования здоровья и человеческого потенциала детского населения // Карельский научный журнал. 2018. № 4 (25). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/semeynoe-vospitanie-kak-faktor-formirovaniya-zdorovya-i-chelovecheskogo-potentsiala-detskogo-naseleniya (дата обращения: 11.03.2023). Кугдарова А.В., Андросова М.И. Актуальные проблемы семейного воспитания // Концепт: науч.-метод. электрон. журнал. 2017. Т. 26. С. 71–74. URL: http://e-koncept.ru/2017/770715.htm. Мифы о «поколении Z» / Н.В. Богачева, Е.В. Сивак; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. Москва: НИУ ВШЭ, 2019. 64 с. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. 2-е изд., дораб. Москва: Просвещение: Учебная литература, 1996. 352 с. Психология развития / под ред. А.К. Болотовой, О.Н. Молчановой. Москва: ЧеРо, 2005. 524 с. Пунина М.А., Чижова Ж.Г., Шестакова В.Н., Авчинников А.В. Здоровье и образ жизни девочек из неполных семей // Вестник Смоленской государственной медицинской академии. 2005. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zdorovie-i-obraz-zhizni-devochek-iz-nepolnyh-semey (дата обращения: 11.03.2023). Расстройства аутистического спектра в детском возрасте: диагностика, терапия, профилактика, реабилитация // Клинические рекомендации. Москва, 2020. 126 с. Сетко Н.П. Психическое здоровье детей и подростков: монография // Н.П. Сетко, А.Г. Сетко, Е.В. Булычева. Оренбург, Изд.-во ОрГМУ, 2019, 335 с. Тюмасева З.И., Орехова И.Л. Семейная среда как средство сохранения, укрепления здоровья обучающихся и формирования самосохранительного поведения // Вестник Мининского университета. 2019. № 3 (28). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/semeynaya-sreda-kak-sredstvo-sohraneniya-ukrepleniya-zdorovya-obuchayuschihsya-i-formirovaniya-samosohranitelnogo-povedeniya (дата обращения: 11.03.2023). Шелкопляс Е.В. Введение в теорию оптимума развития: принципы, анализ социальных процессов, образ будущего: монография: в 2 кн. Иваново, 2018. 188 с. Эйдемиллер Э.Г. Психическое здоровье и психические расстройства: роль и влияние семейного воспитания в их формировании // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2020. № 2 (20). URL: https://psychildhealth.ru/2020-02.pdf