10
Жданова Людмила Алексеевна
Ивановская государственная медицинская академия Министерства здравоохранения Российской Федерации
Иванова Инна Викторовна
Ивановская государственная медицинская академия Министерства здравоохранения Российской Федерации
Бобошко Ирина Евгеньевна
Ивановская государственная медицинская академия Министерства здравоохранения Российской Федерации
Семейное воспитание как фактор нарушения психического здоровья подростков
Жданова Л.А., Иванова И.В., Бобошко И.Е. Семейное воспитание как фактор нарушения психического здоровья подростков // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2023. Т. 29, № 1. С. 70-78. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2023-29-1-70-78
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2023-29-1-70-78
УДК: 159.9:37.018.1
Дата приема статьи в публикацию: 28.12.2022
Аннотация: Высокая частота факторов риска в социально-экономическом и социально-психологическом статусе современных семей определяет необходимость тщательного сбора семейного анамнеза и отражения соответствующих сведений в первичной медицинской документации. Особую значимость представляет оценка динамики семейного анамнеза в «переломные» периоды жизни ребенка, связанные с адаптацией к новым микросоциальным условиям образовательных организаций. Было проведено медико-психолого-социологическое анкетирование 795 детей 12–14-летнего возраста и их родителей и изучение характера нарушений типов семейного воспитания. Проводился анализ социального анамнеза по первичной медицинской документации. Те или иные неблагоприятные факторы семейного анамнеза имели место у 87 % семей, более трети детей испытывают страхи, связанные с отношениями в семье, половина – разногласия с родителями, неуверенность в близости и поддержке со стороны близких. При анализе семейного воспитания отсутствие нарушений имело место только у трети подростков. Показано прямое влияние родительской позиции на формирование у ребенка дистимичного и тревожного типа акцентуации характера. Необходима интеграция сведений, отражающих особенности семейного анамнеза, для создания персонифицированных программ медико-социального сопровождения детей, включающих практику семейного консультирования и образовательные мероприятия для родителей по спектру выявленных проблем. Индивидуализация психолого-социального сопровождения – эффективный путь оптимальной самоактуализации ребенка, его социальной соотнесенности, позитивных форм поведения, что может стать основой социально-психологического адаптирования, гарантией гармонизации личности и базисом психического здоровья.
Ключевые слова: школьники, факторы риска, социально – экономический статус семьи, акцентуации характера, программы сопровождения
Список литературы: Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. 7-е изд. Санкт-Петербург: Питер, 2005. 688 с. Денисов А.П., Кун О.А., Денисова О.А., Филиппова Е.Д., Равдугина Т.Г., Банюшевич И.А. Состояние здоровья детей в зависимости от условий и образа жизни семьи (обзор литературы) // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017. № 10-2. С. 236–240. URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=11895 (дата обращения: 11.03.2023). Дубровина И.В. Психологические проблемы воспитания детей и школьников в условиях информационного общества // Национальный психологический журнал. 2018. № 1 (29). С. 6–16. Жданова Л.А., Бобошко И.Е., Молькова Л.К. Медико-социальные аспекты психического здоровья детей и подростков, возможности его охраны и укрепления // Вестник ИвГМА. 2020. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mediko-sotsialnye-aspekty-psihicheskogo-zdorovya-detey-i-podrostkov-vozmozhnosti-ego-ohrany-i-ukrepleniya (дата обращения: 11.03.2023). Исаев Д.Н. Эмоциональный стресс, психосоматические и соматопсихические расстройства у детей. Санкт-Петербург: Речь, 2005. 400 с. Короленко А.В. Семейное воспитание как фактор формирования здоровья и человеческого потенциала детского населения // Карельский научный журнал. 2018. № 4 (25). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/semeynoe-vospitanie-kak-faktor-formirovaniya-zdorovya-i-chelovecheskogo-potentsiala-detskogo-naseleniya (дата обращения: 11.03.2023). Кугдарова А.В., Андросова М.И. Актуальные проблемы семейного воспитания // Концепт: науч.-метод. электрон. журнал. 2017. Т. 26. С. 71–74. URL: http://e-koncept.ru/2017/770715.htm. Мифы о «поколении Z» / Н.В. Богачева, Е.В. Сивак; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. Москва: НИУ ВШЭ, 2019. 64 с. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. 2-е изд., дораб. Москва: Просвещение: Учебная литература, 1996. 352 с. Психология развития / под ред. А.К. Болотовой, О.Н. Молчановой. Москва: ЧеРо, 2005. 524 с. Пунина М.А., Чижова Ж.Г., Шестакова В.Н., Авчинников А.В. Здоровье и образ жизни девочек из неполных семей // Вестник Смоленской государственной медицинской академии. 2005. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zdorovie-i-obraz-zhizni-devochek-iz-nepolnyh-semey (дата обращения: 11.03.2023). Расстройства аутистического спектра в детском возрасте: диагностика, терапия, профилактика, реабилитация // Клинические рекомендации. Москва, 2020. 126 с. Сетко Н.П. Психическое здоровье детей и подростков: монография // Н.П. Сетко, А.Г. Сетко, Е.В. Булычева. Оренбург, Изд.-во ОрГМУ, 2019, 335 с. Тюмасева З.И., Орехова И.Л. Семейная среда как средство сохранения, укрепления здоровья обучающихся и формирования самосохранительного поведения // Вестник Мининского университета. 2019. № 3 (28). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/semeynaya-sreda-kak-sredstvo-sohraneniya-ukrepleniya-zdorovya-obuchayuschihsya-i-formirovaniya-samosohranitelnogo-povedeniya (дата обращения: 11.03.2023). Шелкопляс Е.В. Введение в теорию оптимума развития: принципы, анализ социальных процессов, образ будущего: монография: в 2 кн. Иваново, 2018. 188 с. Эйдемиллер Э.Г. Психическое здоровье и психические расстройства: роль и влияние семейного воспитания в их формировании // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2020. № 2 (20). URL: https://psychildhealth.ru/2020-02.pdf
Информация об авторе: Жданова Людмила Алексеевна, доктор медицинских наук, заслуженный деятель науки РФ, профессор, Ивановская государственная медицинская академия Министерства здравоохранения Российской Федерации, Иваново, Россия, zdala@list.ru. https://orcid.org/0000-0003-2172-4465
Информация о соавторе: Иванова Инна Викторовна, доктор медицинских наук, доцент, Ивановская государственная медицинская академия Министерства здравоохранения Российской Федерации, Иваново, Россия, kafedrak@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-3553-4470
Информация о соавторе: Бобошко Ирина Евгеньевна, доктор медицинских наук, доцент, профессор, Ивановская государственная медицинская академия Министерства здравоохранения Российской Федерации, Иваново, Россия, i.boboshko@mail.ru https://orcid.org/0000-0002-6597-3175