11
Барабанова Елена Ивановна
Липецкий государственный педагогический университет им. П.П. Семёнова-Тян-Шанского
Личностно ориентированный подход как основа преподавания иностранных языков при обучении устной и письменной речи
Барабанова Е.И. Личностно ориентированный подход как основа преподавания иностранных языков при обучении устной и письменной речи // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2023. Т. 29, № 1. С. 79-84. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2023-29-1-79-84
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2023-29-1-79-84
УДК: 811.1
Дата приема статьи в публикацию: 02.02.2023
Аннотация: В статье рассматриваются особенности применения личностно ориентированного подхода как методологической основы организации процесса обучения иностранным языкам. Автор сопоставляет различные точки зрения и высказывает методологические предположения о реорганизации традиционного подхода к практике обучения и приобретения умений межличностного общения. Отмечается, что личностно ориентированный подход подразумевает активное взаимодействие всех участников учебного процесса, в рамках которого происходит взаимообогащающий обмен аутентичной личностно значимой информацией на иностранном языке. Автор приводит методологические обоснования условий развития умений обмениваться информацией на иностранном языке и владения навыками самого процесса общения как в устной, так и письменной формах. В статье анализируются принципы обучения иностранному языку через активизацию познавательного взаимодействия, что приводит к развитию социальных процессов в обществе. В статье отмечается, что успешность обучения устной и письменной речи в методике преподавания иностранных языков зависит от индивидуально-возрастных особенностей учащихся, лингвистических и дискурсивных характеристик текстов и, наконец, от мотивации учащихся и условий обучения. Автор заключает, что не менее важным условием успешного обучения устной и письменной речи на иностранном языке является систематический контроль сформированных умений и навыков.
Ключевые слова: личностно ориентированный подход, взаимодействие, педагогическое мышление, речевая деятельность, коммуникативная компетенция, самосознание, репродукция, самоконтроль
Список литературы: Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход – основная стратегия обновления школы // Иностранные языки в школе. 2002. № 2. С. 11. Бредихина И.А. Методика преподавания иностранных языков. Обучение основным видам речевой деятельности: учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2018. 104 с. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: АРКТИ, 2003. 192 с. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: лингводидактика и методика: учеб. пособие. Москва: Академия, 2009. 336 с. Лаврентьева Н.Г., Орлова Е.В. Формирование навыка просодического оформления спонтанной англоязычной речи у студентов неязыковых вузов // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. № 3. С. 167–172. Леонтьев А.А. Психолого-педагогические основы обновления методики преподавания иностранных языков. Москва, 1998. 24 с. Пассов Е.И. Программа-концепция иноязычного образования // Концепция развития индивидуальности в диалоге культур. 5–11 классы. Москва: Просвещение, 2000. 173 с. Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения немецкому языку на начальном этапе в средней школе. Москва: Просвещение, 2000. 232 с. Солонцова Л.П. Современная методика обучения иностранным языкам. Алматы: Эверо, 2015. 373 с. Сысоев П.В. Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационных интернет-технологий: учебно-методическое пособие для учителей, аспирантов и студентов. Ростов-на-Дону: Глосса Пресс, 2010. 182 с. Шамов А.Н. Теория методики обучения иностранным языкам: краткий словарь методических терминов. Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2016. 59 с. Щерба Л.В. Преподавание языков в школе: Общие вопросы методики: учеб. пособие для студ. филол. фак. 3-е изд., испр. и доп. Москва: Академия, 2003. 160 с.
Информация об авторе: Барабанова Елена Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент, Липецкий государственный педагогический университет им. П.П. Семёнова-Тян-Шанского, Липецк, Россия, elena_barabanova@bk.ru, https://orcid.org/0000-0003-2445-742X