28
Барабанова Елена Ивановна
Липецкий государственный педагогический университет им. П.П. Семёнова-Тян-Шанского
Теоретические и практические исследования интерактивного метода в обучении иностранному языку
Барабанова Е.И. Теоретические и практические исследования интерактивного метода в обучении иностранному языку // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 3. С. 209-215. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-3-209-215
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-3-209-215
УДК: 159.9:811.1
Дата приема статьи в публикацию: 03.08.2021
Аннотация: В статье рассматриваются особенности применения интерактивного взаимодействия как методологической основы организации интерактивного подхода в интерактивном обучении. Автор сопоставляет различные точки зрения и высказывает методологические предположения о реорганизации традиционного подхода к практике обучения и приобретения умений межличностного общения. Автор отмечает, что интерактивный подход подразумевает активное взаимодействие всех участников учебного процесса, в рамках которого происходит взаимообогащающий обмен аутентичной личностно значимой информацией на иностранном языке. Автор приводит методологические обоснования условий развития умений обмениваться информацией на иностранном языке и владения навыками самого процесса общения, используя интерактивные упражнения. В статье анализируются принципы интерактивного обучения иностранному языку через организацию интерактивного взаимодействия, что приводит к развитию социальных процессов в обществе. Автор считает закономерным, что в последние годы в методике преподавания иностранных языков наметилась тенденция к переходу от коммуникативного подхода к его разновидности – интерактивному подходу, так как интерактивное обучение иностранному языку предполагает использование обучающих, ролевых и деловых игр, соревнований, конкурсов, спектаклей и представлений, разминок, дискуссий, мозгового штурма, тренингов, что повысит уровень взаимодействия на иностранном языке. Автор полагает, что интерактивное обучение позволит решить массу задач в области развития коммуникативных умений и навыков, будет способствовать успеху в изучении языка, что и является целью его использования.
Ключевые слова: интерактивный подход, интерактивное взаимодействие, информационный блок, рефлективность обучения, смысловые опоры, текст-дискурс, интерактивные упражнения, инфо-карты.
Список литературы: Баграмова Н.В. Интерактивный подход в обучении иностранному языку. URL: http:/www.phil.pu.ru (дата обращения: 10.05.2021). Барабанова Е.И. Активизация познавательной деятельности студентов средствами аудиовизуальной трансляции учебно-научной информации: автореферат дис. … канд. пед. наук. Воронеж: Воронежский государственный университет, 2004. 24 с. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. М.: АРКТИ, 2000. 165 с. Гез Н.И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М.: Просвещение, 2018. 140 с. Китайгородская Г.А. Гуманизация и гуманитаризация системы образования – социальная проблема // Вестник Московского университета. Сер. 20: Педагогическое образование. № 3. 2008. С. 68–72. Костина Н.Г. Интерактивность как метод обучения иностранным языкам // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. 2007. № 4 (50). С. 172–180. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева и др.; под ред. Е.С. Полат. М.: Академия, 2000. 272 с. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. М.: Русский язык, 2016. 222 с. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. М.: Рус. яз., 2002. 276 с. Пассов Е.И., Кузовлева Н.Е. Основы коммуникативной теории и технологии иноязычного образования: метод. пособие для преподавателей русского языка как иностранного. М., 1999. 568 с. Рогова Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М.: Просвещение, 2000. 224 с. Самофалова М.В. Использование ментальных карт в процессе обучения // Гуманитарные и социальные науки. Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2020. № 3. С. 308–315. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. М.: Просвещение, 2012. 238 с. Климентенко А.Д, Миролюбова А.А. Теоретические основы методики обучения иностранным языкам в средней школе. М.: Педагогика, 2011. 202 с. Щукин А.Н. Интенсивные методы обучения иностранным языкам: учеб. пособие. Москва: Филоматис, 2010. 185 с.
Информация об авторе: Барабанова Елена Ивановна, кандидат педагогических наук, Липецкий государственный педагогический университет им. П.П. Семёнова-Тян-Шанского, Липецк, Россия, elena_barabanova@bk.ru, https://orcid.org/0000-0003-2445-742X