- 17
- Структурно-функциональный анализ психологической готовности специалиста физкультурно-спортивной сферы
- Соколовская С.В. Структурно-функциональный анализ психологической готовности специалиста физкультурно-спортивной сферы // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 1. С. 113-119. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-1-113-119
- DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-1-113-119
- УДК: 159.9:796
- Дата приема статьи в публикацию: 12.02.2021
- Аннотация: Среди множества компетенций, определяющих готовность специалиста к профессиональной деятельности в избранной им специальности физкультурно-спортивной сферы (ФКС), наибольшее значение имеют компетенции, составляющие психологическую готовность. Нами разработан и реализован новый структурно-функциональный подход к изучению и формированию психологической готовности. Практика подготовки специалистов физкультурно-спортивной сферы диктует необходимость дополнить многообразие компетенций, отраженных в федеральных стандартах, надпрофессиональными компетенциями для достижения полной психологической готовности специалиста. Нами представлена комплексная модель компетенций, встроенная в структурные компоненты психологической готовности: когнитивный, мотивационный, операциональный, ценностно-нравственный, рефлексивный. Структурно-функциональный анализ модели методом «компетентных судей» – работодателей позволил оценить функциональную значимость каждой компетенции в каждом из компонентов готовности для основных специальностей физкультурно-спортивной сферы. Результаты исследования выявили специфическое и дифференцированное влияние отдельных компетенций на уровень психологической готовности выпускников и специалистов разных специализаций спортивного вуза.
- Ключевые слова: структурно-функциональный анализ, психологическая готовность, специфика компетенций, функциональная значимость, метод «компетентных судей»
- Список литературы: Егорова И.А. Структура и факторы психологической компетентности // Вестник ТИУиЭ. Таганрог: Таганрогский ин-т управления и экономики, 2014. № 1 (19). С. 58–62. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. Санкт-Петербург: Питер, 2002. 478 с. Рогов Е.И. Психология становления профессионализма. Ростов-на-Дону: Южный федеральный ун-т, 2016. 338 с. Роджерс К. Становление личности. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. 416 с. Рыжов В.В. Личность: творчество и духовность. СПб.: Санкт-Петербургский христианский ун-т, 2012. 489 с. Сергеев А.Г. Компетентность и компетенции: монография. Владимир: Владимирский гос. ун-т, 2010. 107 с. Соколовская С.В. Теоретическая модель профессиональной подготовки специалиста физкультурно-спортивной сферы // Казанский педагогический журнал, 2019, № 5. С. 196–202. Фонарев А.Р. Психологические особенности становления профессионала. М.: МПСИ. 2005. 560 с.