24
Белкина Вера Валентиновна
Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского
Воспитание демократической культуры обучающихся как целевая функция образовательной организации
Белкина В.В. Воспитание демократической культуры обучающихся как целевая функция образовательной организации // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 1. С. 155-159. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-1-155-159
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-1-155-159
УДК: 378
Дата приема статьи в публикацию: 26.02.2021
Аннотация: В статье дается характеристика понятия «демократическая культура личности» как интегративного качества, обеспечивающего эффективность надситуативного социального взаимодействия человека, обосновывается необходимость воспитания данного качества у обучающихся в современных образовательных условиях. Приводятся результаты организованного автором статьи опытно-экспериментального исследования на базе шести сельских и городских школ региона, результатом которого является описание основных направлений деятельности субъектов образовательных отношений, комплексная реализация которых обеспечивает успешность решения задач воспитания демократической культуры как целевой функции образовательной организации: развитие системы демократических представлений субъектов образовательных отношений, организация взаимодействия участников ОП на основе демократических норм и принципов, совершенствование практик организации учебной и внеучебной деятельности обучающихся.
Ключевые слова: демократическая культура, образовательная организация, направления деятельности, целевая функция, взаимодействие, субъекты образовательных отношений.
Список литературы: Байбородова Л.В., Рожков М.И. Ценностно-смысловые основы воспитательной деятельности: учебник для студентов бакалавриата направлений «Педагогическое образование» и «Психолого-педагогическое образование». Ярославль: РИО ЯГПУ, 2020. 367 с. Белкина В.В. Воспитание демократической культуры подростков: социокультурный контекст // Казанский педагогический журнал. 2020. № 4. С. 236–243. Белкина В.В. Концептуальные основы воспитания демократической культуры // Ярославский педагогический вестник. 2014. № 1. С. 12–18. Бокова Т.Н. Ризоматические принципы обучения в альтернативных школах США // Ценности и смыслы. 2016. № 1 (41). С. 85–92. Национальная доктрина развития образования в РФ до 2025 г. URL: http://sinncom.ru/content/reforma/index5.htm. (дата обращения: 02.02.2020). Платонова С.М. Воспитание демократической культуры личности школьника в коллективной организаторской деятельности: дис. … канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 2004. 218 с. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания: учеб. пособие для студ. вузов. Москва: ВЛАДОС, 2004. 256 с. Сергеев И.С. Основы педагогической деятельности: учеб. пособие. Санкт-Петербург: Питер, 2004. 316 с. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. URL: https://classinform.ru/fgos/1.3-osnovnoe-obshchee-obrazovanie-5-9-class.html (дата обращения: 02.02.2021). Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. Москва: Издательский центр «Академия», 2008. 256 с.
Информация об авторе: Белкина Вера Валентиновна, кандидат педагогических наук, доцент, Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, Ярославль, Россия, verabelkina@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-9931-8144