3
Шакурова Марина Викторовна
Воронежский государственный педагогический университет
Паничева Эмма Викторовна
Воронежский государственный педагогический университет
Реушенко Анастасия Александровна
Воронежский государственный педагогический университет
Портретирование педагогического опыта: историко-педагогический факультет Воронежского государственного педагогического института
Шакурова М.В., Паничева Э.В., Реушенко А.А. Портретирование педагогического опыта: историко-педагогический факультет Воронежского государственного педагогического института // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 4. С. 23-29. ISSN 2073-1426. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-4-23-29
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-4-23-29
УДК: 378:37
Дата приема статьи в публикацию: 30.11.2021
Аннотация: В статье иллюстрируется возможность использования метода портретирования для описания сложноструктурированного объекта, которым является факультет в динамике его становления и развития до этапа перепрофилирования. Предложено описание историко-педагогического факультета Воронежского государственного педагогического института. В качестве аспектов портретирования использованы стратификационный (изменения в статусе, структуре, направлениях деятельности) и самоидентификационный (оценка отдельных видов активности ее участниками). Самоидентификационный аспект раскрывается, прежде всего, через авторскую позицию: Эмма Викторовна Паничева – один из основателей факультета, длительные годы возглавлявшая профильную кафедру; Марина Викторовна Шакурова – выпускница историко-педагогического факультета ВГПИ 1985 г. Требуемая целостность образа на фоне постоянной стратификационной динамики удерживается глубинными ценностными смыслами, сквозными смысложизненными задачами, пониманием роли личности. В основу портрета факультета положена история замысла явления (создание пионерских факультетов в начале 1960-х гг.), фрагменты хронологии существования историко-педагогического факультета Воронежского государственного педагогического института (три этапа: пионерский факультет, историко-педагогический факультет, исторический факультет с профилем подготовки «история – воспитательная работа»), описание роли деканата и профильной кафедры (кафедры теории и методики пионерской и комсомольской работы, позднее – кафедры теории и методики воспитательной работы).
Ключевые слова: метод портретирования, историко-педагогический факультет, пионерская и комсомольская работа, воспитательная работа.
Список литературы: Анциферов Н.П. Пути изучения города как социального организма. Опыт комплексного подхода. Л., 1926. 150 с. Басов Н.Ф., Кирпичник А.Г., Рассадин Н.М. Феномен пионерфака (к 45-летию историко-педагогического факультета КГПИ // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2007. Т. 13, № 1. С. 97–102. Булыгина М.В. Социально-педагогический портрет дореволюционного корпуса учителей иностранных языков (на примере учителей Южного Зауралья) // Современный ученый. 2019. № 1. С. 21–26. Вожатые Воронежского педагогического: история, традиции, современность (от А до Я) / авт.-сост. М.В. Шакурова, Ю.В. Кудинова, А.А. Пенькова, Д.С. Калишкина, М.С. Юрова. Воронеж, 2021. 154 с. Евменова Л.Н. Ретроспектива культурологического портрета Омска // Общество: философия, история, культура. 2019. № 4. С. 96–102. Есина Т.А. Социальное портретирование как метод изучения читателей библиотек: дис. ... канд. пед. наук. М., 2010. 241 с. Исторический факультет Воронежского государственного педагогического университета (1931–2005): историко-биографические очерки. Воронеж, 2005. 160 с. Камко Е.А. Развитие высшего педагогического образования в 1980–1990-е гг. на примере историко-педагогического факультета Костромского государственного педагогического института // Психолого-педагогическая деятельность: сферы сотрудничества и взаимодействия. Кострома, 2020. С. 324–327. Киселёв Н.Н., Киселёва Е.В., Ромм Т.А. Новосибирский истпед: связь времен // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2007. Т. 13, № 1. С. 11–18. Лаврентьева З.И. Сибирская школа педагогических кадров для комсомола // Российская молодежь: от комсомола к современным формам политической организации. Новосибирск, 2018. С. 254–262. Молодой ленинец. 1975. URL: https://nd58.ru/arhiv/arhiv-molodoj-leninec/ (дата обращения: 11.11.2021) Старовойтов А.Л. Потенциальность метода психологического портретирования личности ученого в историко-педагогических исследованиях // Источники исследования о педагогическом прошлом: интерпретация проблем и проблема интерпретации. М, 2019. С. 80–85.
Информация об авторе: Шакурова Марина Викторовна, доктор педагогических наук, Воронежский государственный педагогический университет, Воронеж, Россия, shakurova@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-4757-8750
Информация о соавторе: Паничева Эмма Викторовна, кандидат педагогических наук, Воронежский государственный педагогический университет, Воронеж, Россия, panicheva41@mail.ru,https://orcid.org/0000-0002-9693-171X
Информация о соавторе: Реушенко Анастасия Александровна, Воронежский государственный педагогический университет, Воронеж, Россия, 10ter33@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-8744-5077