belyayeva-oa-vestnik-pip-2020-2.pdf |
- 5
- Особенности коррекционно-развивающей компетенции педагогических работников различных специальностей
- Беляева О.А. Особенности коррекционно-развивающей компетенции педагогических работников различных специальностей // Вестник костромского государственного университета, Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 2. С. 36-41. DOI 10.34216/2073-1426-2020-26-2-36-41
- DOI: 10.34216/2073-1426-2020-26-2-36-41
- УДК: 159.9:370
- Дата приема статьи в публикацию: 06.04.2020
- Аннотация: Актуальность статьи определяется возрастающим запросом современного общества на определение уровня готовности специалистов сферы образования реализовывать инклюзивный подход в обучении в соответствии с требованиями образовательных и профессиональных стандартов. Рассматриваются значимые направления повышения квалификации педагогических работников, которые могут оказаться наиболее востребованными при организации непрерывного профессионального образования специалистов общеобразовательных учреждений. На материале диагностического исследования особенностей метапредметных педагогических компетенций впервые представлен сравнительный анализ степени сформированности коррекционно-развивающей компетенции у педагогических работников ряда специальностей: учителей, педагогов-психологов, учителей-логопедов, педагогов-дефектологов. Дана развернутая характеристика отдельных индикаторов данной компетенции и уровня их освоения различными группами специалистов. Определены значимые позитивные характеристики в личностной и профессиональной позиции педагогов, связанные с высоким уровнем мотивационной готовности к активизации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного класса и накопленным опытом психолого-педагогического взаимодействия в рамках имеющихся в образовательных учреждениях организационных структур. Выявлены типичные профессиональные дефициты, связанные с недостаточным уровнем владения специальными технологиями, методами и средствами создания коррекционно-развивающей среды, а также реализацией рефлексивного анализа собственной профессиональной деятельности в условиях инклюзивной образовательной практики.
- Ключевые слова: профессиональная компетентность, инклюзивная компетентность, коррекционно-развивающие компетенции, учитель, педагог-психолог, логопед, дефектолог, непрерывное профессиональное образование.
- Список литературы: Акимова Т.Н., Лисицинская А.В. Профессиональная компетентность педагога как приоритетное направление реформирования системы образования // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология: сб. науч. трудов. Ялта: РИО ГПА, 2018. Вып. 58–3. С. 20–23. Ансимова Н.П., Золотарева А.В. Компетенции педагога для работы с талантливыми детьми и молодежью // Ярославский педагогический вестник. 2016. № 5. С. 38–44. Зимняя И.А. Ключевые компетенции и новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34–42. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998. 200 с. Никодимова Е.А. Программа мониторинга сформированности метапредметных компетенций учителя: методические рекомендации / Е.А. Никодимова, Е.М. Ганичева, И.А. Армеева; Департамент образования Вологод. обл., Вологод. ин-т развития образования. Вологда: ВИРО, 2016. 56 с. Строгова Н.А. К вопросу о гуманизации педагогической деятельности олигофренопедагога // Дефектология. 1999. № 1. С. 59–63. Хафизуллина И.Н. Формирование профессиональной компетентности педагога общеобразовательной школы в работе с детьми с особыми образовательными потребностями // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2007. Т. 13, № 1. С. 83–88. Хитрюк В.В. Педагогическая система формирования инклюзивной готовности педагогов // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2015. Вып. 2 (37). С. 14–23. Хуторской А.В., Хуторская Л.Н. Компетентность как дидактическое понятие: содержание, структура и модели конструирования // Проектирование и организация самостоятельной работы студентов в контексте компетентностного подхода: межвузовский сб. науч. тр. / под ред. А.А. Орлова. Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2008. Вып. 1. С. 117–137. Edwards W. The theory of decision-making. Psychology Bulletin, 1954, 51, pp. 380–417. DOI: 10.1037/h0053870 Greenwald A.G. Cognitive learning, cognitive responnse to persuasion, and attitude change. Psychological foundation of attitudes, ed. by A.G. Greenwald, T.C. Brock, T.M. Ostrom. N. Y., 1968, pp. 147–170. DOI: 10.1037/a0018334 Heider F. The psichology of interpersonal relations. N. Y. Publisher, Psychology Press, 1982, 336 p. Peterson M.J. Inclusive teaching: The journey towards effective schools for all learners (2nd Ed.), M.J. Peterson, M.M. Hittle. Boston, MA, Pearson Education, Inc, 2010, 507 p. Roseberry-McKibbin C. Choice of language instruction: One or two? C. RoseberryMcKibbin, A. Brice. Teaching Exceptional Children, 2002, № 33, pp. 10–16. DOI: 10.1177/004005990103300402 Smith T.E. C.Teaching students with special needs in inclusive settings. Smith, T. E. C., et. al. Boston, MA, Pearson Education, Inc, 2008, 465 p. Wehmeyer M.L. Achieving access to the general education curriculum for students with mental retardation: A curriculum decision-making model. M.L. Wehmeyer, D. Lattin, M. Agram. Education and Training in Mental Retardation and Developmental Disabilities, 2001, № 36, pp. 327–342. DOI: 10.1177/07419325030240050201