- 30
- Вариативные оценки проблемы «школа и общество» и социализация учащихся в России второй половины XIX – начала XX вв.
- Зубарева Н.Н., Киреева Е.В. Вариативные оценки проблемы «школа и общество» и социализация учащихся в России второй половины XIX – начала XX вв. // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 1. С. 192-196. DOI 10.34216/2073-1426-2020-26-1-192-196
- DOI: 10.34216/2073-1426-2020-26-1-192-196
- УДК: 373
- Дата приема статьи в публикацию: 23.01.2020
- Аннотация: В публикации определены вариативные оценки проблемы «школа и общество» в России второй половины XIX – начала XX вв., рассмотрены основные идеи формирования образовательного идеала общего среднего образования, являющиеся актуальными как в дореволюционный период, так и в настоящее время. Авторами проведены анализ и обобщение вариативных подходов к проблемам формирования идеала общего среднего образования, дискуссии о воспитании: приоритет человека или специалиста. Содержание статьи отражает результаты теоретического и практического исследований, связанных с анализом трудов ведущих педагогов исследуемого периода (П.П. Блонского, В.П. Вахтерова, П.Ф. Каптерева, Н.И. Кареева, Д.И. Писарева, Н.И. Пирогова, В.Я. Стоюнина, Л.Н. Толстого, Н.Г. Чернышевского) по выделению идей, влияющих на формирование образовательного идеала общего среднего образования исследуемого периода. Среди них перечислим: возможность перестроить общество через перестройку школы; отставание школы от запросов общества, то есть от жизни; возникающие противоречия между общественными и индивидуальными (личными) образовательными запросами; определение приоритетов интересов личности. Представленные идеи позволяют проследить преемственность с современным образованием и их отражением в современной трактовке «образовательного идеала». Содержание публикации в первую очередь может представлять интерес для учителей общеобразовательных организаций, а также для педагогов-исследователей, работающих над проблемами истории педагогики в системе общего среднего образования исследуемого периода.
- Ключевые слова: образовательный идеал, школа и жизнь, традиционная школа, воспитание человека и специалиста, социализация
- Список литературы: Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. Москва: Педагогика, 1979. 304 с. Вахтеров В.П. Избранные педагогические сочинения. Москва: Педагогика, 1987. 400 с. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков; Рос. акад. образования. Москва: Просвещение, 2009. 28 с. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. Москва: Педагогика, 1982. 704 с. Кареев Н.И. Идеалы общего образования. Санкт-Петербург: Тип. М.М. Стасюлевича, 1901. 158 с. Писарев Д.И. Избранные педагогические сочинения. Москва: Педагогика, 1984. 367 с. Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения. Москва: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1952. 493 с. Стоюнин В.Я. Избранные педагогические сочинения. Москва: Изд-во Академии педагогических наук, 1954. 400 с. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. Москва: Гос. уч.-пед. изд-во Министерства просвещения РСФСР, 1953. 444 с. Чернышевский Н.Г. Избранные педагогические сочинения. Москва: Педагогика, 1983. 336 с.