13
Петраш Марина Дмитриевна
Санкт-Петербургский государственный университет
Стрижицкая Ольга Юрьевна
Санкт-Петербургский государственный университет
Полякова Мария Константиновна
Санкт-Петербургский государственный университет
Харитонова Татьяна Сергеевна
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Понимание наставничества современной молодежью на начальном этапе профессионального обучения
Петраш М.Д., Стрижицкая О.Ю., Полякова М.К., Харитонова Т.С. Понимание наставничества современной молодежью на начальном этапе профессионального обучения // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 1. С. 85–91. DOI 10.34216/2073-1426-2020-26-1-85-91
DOI: 10.34216/2073-1426-2020-26-1-85-91
УДК: 37.013
Дата приема статьи в публикацию: 24.12.2019
Аннотация: В статье представлены данные исследования по вопросу понимания наставничества современной молодежью на начальном этапе профессионального обучения. Описан процесс сбора и анализа результатов теста незаконченных предложений для определения дефиниций «наставник» и «наставничество». В исследовании приняли участие студенты медицинского и экономического профилей в возрасте от 18 до 20 лет в количестве 80 человек. Обработка данных осуществлялась с помощью контент-анализа и таблиц сопряженности. Было выделено всего 11 категорий (5 по наставничеству, 6 при описании наставника) и 35 подкатегорий. Даны понятия «наставник» и «наставничество». Результаты исследования показали важную роль института наставничества в учебно-образовательном процессе. Отмечено, что ценность наставничества для современной молодежи заключается в возможности получения поддержки, приобретении опыта и знаний, выстраивании конструктивных взаимоотношений. Выявлены различия в понимании функций наставничества между студентами разных профилей обучения по четырем категориям: «Основания для определения понятия наставничества», «Роль наставничества», «Функции наставника» и «Роли наставника». Студенты медицинского направления связывают наставничество с адаптивной функцией, а экономисты – с развивающей. Исследование показало, что успешное наставничество основывается на построении и поддержании конструктивного взаимодействия, выстраивании благоприятных отношений.
Ключевые слова: наставничество, наставник, студенты, начальный этап профессионального обучения, контент-анализ
Финансирование и благодарности: Исследование выполнено в рамках проекта РФФИ № 19-013-00861 А «Профессиональное развитие в структуре межпоколенных отношений при переходе от юности к взрослости»
Список литературы: Аржаных Е.В. Роль института наставничества в профессиональном становлении молодых педагогов // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22, № 4. С. 27–37. DOI 10.17759/pse.2017220405 Бухарина А.Ю. Индивидуальные планы развития в технологии и практике наставничества в организациях // Социальная психология и общество. 2018. Т. 9, № 1. С. 162–176. DOI 10.17759/sps.2018090111 Дружинина А.А. Технология наставничества в подготовке специалистов социальной сферы // Вестник Тамбовского университета. Сер.: Гуманитарные науки. Тамбов, 2018. Т. 23, № 174. С. 15–21. DOI 10.20310/1810-0201-2018-23-174-15-21. Дудина Е.А. Наставничество как особый вид педагогической деятельности: сущностные характеристики и структура // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2017. Т. 7, № 5. С. 25–36. DOI 10.15293/2226-3365.1705.02 Игнатьева Е.В., Базарнова Н.Д. Наставничество в современной школе: миф или реальность? // Вестник Минского университета. 2018. Т. 6, № 2. С. 1. DOI 10.26795/2307-1281-2018-6-2-1 Лавринович Е.В., Молостова А.Н. Супервизия при подготовке ведущих психологических тренингов // Консультативная психология и психотерапия. 2011. Т. 19, № 4. С. 58–68. Пшеничная В.В. Роль наставника в развитии профессиональных компетенций молодых педагогов // Грамота. Тамбов, 2017. № 4 (08). C. 47–49. Сапоровская М.В., Крюкова Т.Л., Гущина Т.В., Петрова Е.А. Психология межпоколенных отношений: конфликты и ресурсы / отв. ред. М.В. Сапоровская. Кострома: Авантитул, 2012. 384 c. Щастный А.Т., Коневалова Н.Ю., Городецкая И.В., Пашков А.А. [и др.]. Система наставничества в УО «ВГМУ» // Вестник Витебского государственного медицинского университета. 2019. Т. 18, № 2. С. 110–115. Carmen Sonia Duse, Dan Maniu Duse and Maria Karkowska How important is mentoring in education? MATEC Web Conf., 121 (2017) 12005. DOI 10.1051/matecconf/201712112005 Ehrich, Lisa C. and Tennent, Lee and Hansford, Brian C. (2002) A Review of Mentoring in Education: Some Lessons for Nursing. Contemporary Nurse, 12 (3), pp. 253–264. Zachary, L.J. (2002). The Role of Teacher as Mentor. New Directions for Adult and Continuing Education, 2002 (93), рр. 27–38. DOI 10.1002/ace.47.
Информация об авторе: Петраш Марина Дмитриевна, ORCID 0000-0003-4542-7289, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии развития и дифференциальной психологии, Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург, Россия. E-mail: m.petrash@spbu.ru
Информация о соавторе: Стрижицкая Ольга Юрьевна, ORCID 0000-0002-7141-162Х, доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры психологии развития и дифференциальной психологии, Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург, Россия. E-mail: o.strizhitskaya@spbu.ru
Информация о соавторе: Полякова Мария Константиновна, ORCID 0000-0001-6087-5659, аспирант кафедры психологии развития и дифференциальной психологии, Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург, Россия. E-mail: polovinayakova@mail.ru
Информация о соавторе: Харитонова Татьяна Сергеевна, ORCID 0000-0002-9019-4982, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, г. Санкт-Петербург, Россия. E-mail: tharitonova@yandex.ru