- 21
- Ролевая структура профессиональной деятельности преподавателя высшей школы
- Колобова Е.А., Самохвалова А.Г., Сокова Г.Г., Тимонина Л.И. Ролевая структура профессиональной деятельности преподавателя высшей школы // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 1. С. 136-144. DOI 10.34216/2073-1426-2020-26-1-136-144
- DOI: 10.34216/2073-1426-2020-26-1-136-144
- УДК: 378.013
- Дата приема статьи в публикацию: 13.02.2020
- Аннотация: В статье поднимаются актуальные вопросы реализации компетентностного подхода к профессиональной деятельности преподавателя высшей школы, дифференциации педагогического труда, внедрения индивидуального и субъектного подходов в организации учебного процесса в вузе. Описаны изменения, происходящие в высшем образовании, и предъявляемые к преподавателю в современной образовательной среде требования, которые связаны с многофункциональностью роли преподавателя в современных условиях: уметь обучить студентов и оценить знания и компетенции, организовать научную деятельность, актуализировать содержание и формы преподаваемых дисциплин с учетом ФГОС, вовлекать студентов в проектную деятельность, применять дистанционные технологии обучения, сотрудничать с работодателями. В статье выявлены и описаны возможные ролевые позиции современного преподавателя высшей школы («методист-предметник», «наставник», «тьютор», «ученый», «воспитатель», «координатор»), а также необходимые для успешной реализации этих позиций компетенции, знания, умения, педагогические действия и средства. Представлены результаты исследования ролевой структуры профессиональной деятельности преподавателей Костромского государственного университета, выявлены основные точки роста профессиональных компетенций педагогического коллектива вуза.
- Ключевые слова: образовательная среда, преподавание в высшей школе, профессиональные компетенции, профессиональные роли, ролевая структура.
- Список литературы: Байденко В.И. Нынешний раунд Болонского процесса: сохранение оптимизма. И немного о российском… (статья 1) / В.И. Байденко, Н.А. Селезнева // Высшее образование в России. 2017. № 10. С. 94–108. Байденко В.И. Обеспечение качества высшего образования: современный опыт (статья 2) / В.И. Байденко, Н.А. Селезнева // Высшее образование в России. 2017. № 11. С. 122–136. Воронцова А.В. Подходы к пониманию педагогического сопровождения Стратегии развития воспитания в Российской Федерации / А.В. Воронцова, А.Г. Самохвалова // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2018. № 2. С. 6–12. Головятенко Т.А. Профессиональная компетентность преподавателя вуза как проблема // Высшее образование сегодня. 2019. № 10. С. 15–19. Медведев В.Е. Подготовка преподавателя высшей школы: компетентностный подход / В.Е. Медведев, Ю.Г. Татур // Высшее образование в России. 2007. № 11. С. 48. Татур Ю.Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования: Материалы ко второму заседанию методологического семинара. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 16 с. Шарипов Ф.В. Профессиональная компетентность преподавателя вуза // Высшее образование сегодня. 2010. № 1. С. 72–77. Шнейдер Е.М., Димитрюк Ю.С., Тамошкина Е.В. Инновационные изменения в современном высшем образовании России / Е.М. Шнейдер, Ю.С. Димитрюк, Е.В. Тамошкина // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 5. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=26813 (дата обращения: 12.02.2020).