21
Колобова Екатерина Андреевна
Костромской государственный университет
Самохвалова Анна Геннадьевна
Костромской государственный университет
Сокова Галина Георгиевна
Костромской государственный университет
Тимонина Любовь Ильинична
Костромской государственный университет
Ролевая структура профессиональной деятельности преподавателя высшей школы
Колобова Е.А., Самохвалова А.Г., Сокова Г.Г., Тимонина Л.И. Ролевая структура профессиональной деятельности преподавателя высшей школы // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 1. С. 136-144. DOI 10.34216/2073-1426-2020-26-1-136-144
DOI: 10.34216/2073-1426-2020-26-1-136-144
УДК: 378.013
Дата приема статьи в публикацию: 13.02.2020
Аннотация: В статье поднимаются актуальные вопросы реализации компетентностного подхода к профессиональной деятельности преподавателя высшей школы, дифференциации педагогического труда, внедрения индивидуального и субъектного подходов в организации учебного процесса в вузе. Описаны изменения, происходящие в высшем образовании, и предъявляемые к преподавателю в современной образовательной среде требования, которые связаны с многофункциональностью роли преподавателя в современных условиях: уметь обучить студентов и оценить знания и компетенции, организовать научную деятельность, актуализировать содержание и формы преподаваемых дисциплин с учетом ФГОС, вовлекать студентов в проектную деятельность, применять дистанционные технологии обучения, сотрудничать с работодателями. В статье выявлены и описаны возможные ролевые позиции современного преподавателя высшей школы («методист-предметник», «наставник», «тьютор», «ученый», «воспитатель», «координатор»), а также необходимые для успешной реализации этих позиций компетенции, знания, умения, педагогические действия и средства. Представлены результаты исследования ролевой структуры профессиональной деятельности преподавателей Костромского государственного университета, выявлены основные точки роста профессиональных компетенций педагогического коллектива вуза.
Ключевые слова: образовательная среда, преподавание в высшей школе, профессиональные компетенции, профессиональные роли, ролевая структура.
Список литературы: Байденко В.И. Нынешний раунд Болонского процесса: сохранение оптимизма. И немного о российском… (статья 1) / В.И. Байденко, Н.А. Селезнева // Высшее образование в России. 2017. № 10. С. 94–108. Байденко В.И. Обеспечение качества высшего образования: современный опыт (статья 2) / В.И. Байденко, Н.А. Селезнева // Высшее образование в России. 2017. № 11. С. 122–136. Воронцова А.В. Подходы к пониманию педагогического сопровождения Стратегии развития воспитания в Российской Федерации / А.В. Воронцова, А.Г. Самохвалова // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2018. № 2. С. 6–12. Головятенко Т.А. Профессиональная компетентность преподавателя вуза как проблема // Высшее образование сегодня. 2019. № 10. С. 15–19. Медведев В.Е. Подготовка преподавателя высшей школы: компетентностный подход / В.Е. Медведев, Ю.Г. Татур // Высшее образование в России. 2007. № 11. С. 48. Татур Ю.Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования: Материалы ко второму заседанию методологического семинара. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 16 с. Шарипов Ф.В. Профессиональная компетентность преподавателя вуза // Высшее образование сегодня. 2010. № 1. С. 72–77. Шнейдер Е.М., Димитрюк Ю.С., Тамошкина Е.В. Инновационные изменения в современном высшем образовании России / Е.М. Шнейдер, Ю.С. Димитрюк, Е.В. Тамошкина // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 5. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=26813 (дата обращения: 12.02.2020).
Информация об авторе: Колобова Екатерина Андреевна, кандидат филологических наук, Костромской государственный университет, г. Кострома, Россия. E-mail: katrink44@mail.ru
Информация о соавторе: Самохвалова Анна Геннадьевна, доктор психологических наук, доцент, Костромской государственный университет, г. Кострома, Россия. E-mail: a_samohvalova@ksu.edu.ru
Информация о соавторе: Сокова Галина Георгиевна, доктор технических наук, профессор, Костромской государственный университет, г. Кострома, Россия. E-mail: sokoffg@mail.ru
Информация о соавторе: Тимонина Любовь Ильинична, кандидат педагогических наук, доцент, Костромской государственный университет, г. Кострома, Россия. E-mail: timonina_li@ksu.edu.ru