8
Волкова Наталья Эдуардовна
Институт психологии Российской академии наук
Понятийные способности и жизнестойкость
Волкова Н.Э. Понятийные способности и жизнестойкость // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2024. Т. 30, № 2. С. 55-63. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2024-30-2-55-63
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2024-30-2-55-63
УДК: 159.922.7
EDN: TNSLMI
Дата приема статьи в публикацию: 01.04.2024
Аннотация: Несмотря на значительный объем исследований, посвященных изучению жизнестойкости, отмечается противоречивость данных о взаимосвязи жизнестойкости с академической успешностью. С одной стороны, выявлена тесная связь жизнестойкости с биологически обусловленными свойствами темперамента, с другой стороны показано, что наибольший эффект оказывают когнитивные интервенции и жизнестойкость можно развивать. Опираясь на анализ литературных источников, можно предположить, что в качестве факторов, обусловливающих изменения жизнестойкости, могут выступать понятийные способности. Для проверки данной гипотезы было проведено исследование, в котором приняли участие 299 молодых людей, осваивающих социогуманитарные и экономические специальности в возрасте от 18 до 24 лет. Диагностический комплекс включал тесты понятийных способностей и опросники жизнестойкости и темперамента. Построенная модель связей показателей понятийных способностей и показателей жизнестойкости под контролем интеллектуальной активности и интеллектуальной эмоциональности показала, что интеллектуальная активность и интеллектуальная эмоциональность оказывает значимое влияние на жизнестойкость; влияние категориальных способностей на жизнестойкость проявляется по-разному на разных уровнях способности к элементарным логическим операциям.
Ключевые слова: жизнестойкость, понятийные способности, категориальные способности, способность к классификации, способность к элементарным логическим операциям, концептуальные способности, темперамент.
Список литературы: Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем // Принципы системной организации функций. Москва: Наука, 1973. С. 5–61. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. Москва: Смысл, 2000. 679 с. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч. Москва: Педагогика, 1982. Т. 1. С. 5–361. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. Санкт-Петербург: Питер, 2000. 320 с. Колга В.А. Дифференциально-психологическое исследование когнитивного стиля и обучаемости: дис. … канд. психол. наук. Ленинград: ЛГУ, 1976. 164 с. Корнилова Т.В. Современные зарубежные исследования феномена жизнестойкости (hardiness) // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 4. С. 223–229. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. Москва: Смысл, 2006. 63 с. Митрофанова Е.Н. Взаимосвязи активности и жизнестойкости на разном уровне их выраженности // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2022. № 11. С. 81–89. Русалов В.М. Темперамент в структуре индивидуальности человека: дифференциально-психофизиологические и психологические исследования. Москва: Институт психологии РАН, 2012. 682 с. (Сер.: Достижения в психологии). Ушаков Д.В. Интеллект: структурно-динамическая теория. Москва: Институт психологии РАН, 2003. 264 с. Фоминова А.Н. Жизнестойкость личности: монография. Москва: МПГУ: Прометей, 2012. 151 с. Холодная М.А. Психология понятийного мышления: от концептуальных структур к понятийным способностям. Москва: Институт психологии РАН, 2012. 288 с. Холодная М.А., Сиповская Я.И. Понятийные способности: теория, диагностика, эмпирика. Москва, 2023. 172 с. Чуприкова Н.И. Методы и методология психологической науки // Методология и история психологии. 2007. № 1. С. 51–60. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. Москва: Логос, 1994. 315 с. Ширшов В.Д., Забара Л.И., Якина Л.Н. Жизнестойкость личности как социальный феномен (опыт философского и психолого-педагогического анализа) // Педагогическое образование в России. 2019. № 5. С. 108–116. Ясюкова Л.А. Закономерности развития понятийного мышления и его роль в обучении. Санкт-Петербург: Иматон, 2005. 256 с. Bansal P., Pahwa J. Hardisness and achievement motivation as factors of academic achievement. Elixir International Journal, 2015, vol. 78, pp. 29751–29754. Bartone P.T., Hystad S.W., Eid J., Brevik J.I. Psychological hardiness and coping style as risk/resilience factors for alcohol abuse. Military Medicine, 2012, vol. 177, pp. 517-524. Bartone P., McDonald K. Development and Validation of an Improved Hardiness Measure: The Hardiness Resilience Gauge. European Journal of Psychological Assessment, 2023, vol. 39, No. 3, pp. 222-239. Behzad I., Nilofar M. The relationship between personality characteristics Hardiness and Resiliency with the Academic Success of Operating Room Students. Higher Education Research, 2019, vol. 4, No. 6, pp. 83-86. Cole M.S., Feild H.S., Harris S.G. Student Learning Motivation and Psychological Hardiness: Interactive Effects on Students' Reactions to a Management Class. Academy of Management Learning and Education, 2004, vol. 3, pp. 64-85. Eschleman K.J., Bowling N.A., Alarcon G.M. A meta-analytic examination of hardiness. International Journal of Stress Management, vol. 17, pp. 277-307. Friborg O., Barlaug D., Martinussen M., Rosenvinge J.H., & Hjemdal O. Resilience in relation to personality and intelligence. International Journal of Methods in Psychiatric Research, 2005, No. 14, pp. 29-42. Funk S.C. Hardiness: A review of theory and research. Health Psychology, 1992, vol. 11, No. 5, pp. 335-345. Gao J., Zhu. Z., Samsilah R., Zaremohzzabieh Z., Burhanuddin Nur., Kim G.S. Improving hardiness among university students: A meta-analysis of intervention studies. Frontiers in Psychology, 2023, No. 13. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2022.994453 Hystad S.W., Olsen O., Espevik R., Säfvenbom R. On the Stability of Psychological Hardiness: A Three-Year Longitudinal Study. Military Psychology, 2015, No. 27, pp. 155-168. Lifton D., Seay S., Bushke A. Can student hardiness serve as an indicator of likely persistence to graduation? Baseline results from a longitudinal study. Academic Exchange Quarterly, 2000, pp. 73-81. Maddi S.R. Relevance of Hardiness Assessment and Training to the Military Context. Military Psychology, 2007, vol. 19, pp. 61-70. Maddi S.R. Hardiness Is Negatively Related to Gambling. Open Access Library Journal, 2016, vol. 3, No. 8, pp. 1-4. Maddi S.R., Khoshaba D.M. Hardiness and Mental Health. Journal of Personality Assessment, 1994, vol. 63, No. 2, pp. 265-274. Malkin V., Rogaleva L., Kim A., Khon N. The Hardiness of Adolescents in Various Social Groups. Frontiers in psychology, 2019, vol. 10. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2019.02427 Metzl E.S. Exploration of creativity and resiliency in survivors of hurricane Katrina, 2007, 234 p. Rusalov V.M., Volkova N.E. A Test “Elementary Logical Operations”: Psychometric Characteristics on The Russian Sample. Natural Systems of Mind, 2021, vol. 1, No. 1, pp. 48-58. Vinothkumar M., Kousalya V. Rai. Moderating Roles of Hardiness and Self-Efficacy in the Relationship between Flow and Academic Procrastination on Academic Performance: A Structural Equation Model Approach. International Journal of Indian Psychology, 2016, vol. 3, No. 2, pp. 77-89.
Информация об авторе: Волкова Наталья Эдуардовна, младший научный сотрудник Лаборатории психологии способностей и ментальных ресурсов им. В.Н. Дружинина, Институт психологии Российской академии наук, Москва, Россия, volkovane@ipran.ru, https://orcid.org/0000-0001-6225-6288