3
Писаный Денис Михайлович
Луганский государственный педагогический университет
Социокультурный дискурс фальсификаций отечественной истории и актуальные задачи школьного гуманитарного образования
Писаный Д.М. Социокультурный дискурс фальсификаций отечественной истории и актуальные задачи школьного гуманитарного образования // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2024. Т. 30, № 2. С. 17-24. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2024-30-2-17-24
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2024-30-2-17-24
УДК: 373.5.016:94
EDN: QYHOPK
Дата приема статьи в публикацию: 29.04.2024
Аннотация: Статья посвящена проблемам фальсификации истории России, а также влиянию этого процесса на систему школьного образования. Автор анализирует причины, а также основные тенденции «исторического ревизионизма» на примере постсоветской Украины. «Переписывание истории» рассматривается как часть «гибридной войны», ведущейся сейчас «коллективным Западом» против Русского мира. Составной частью «гибридной войны» является война информационная и даже «ментальная». Переосмысление исторического прошлого является мощным орудием в этом противостоянии. Анализируя содержание нормативных документов, а также школьных учебников, автор выделяет основные тенденции фальсификации национальной истории, осуществляемой частью украинского научного сообщества по социальному заказу киевского режима. Прослеживается цепь ложных смыслов, которыми наделяются события нашего общего прошлого – от становления Древней Руси до распада Советского Союза. Показывается негативное влияние этого процесса на массовое сознание школьников. В свете раскрытых проблем описываются актуальные задачи российского школьного гуманитарного образования, которые в первую очередь нужно реализовывать на новых территориях. Делается вывод, что учителя истории ответственны за сохранение исторической правды и памяти поколений как важнейших компонентов социокультурной идентичности подрастающего поколения. Соответствующая учебная и воспитательная работа в российских школах должна вестись с опорой на наши традиционные духовно-нравственные ценности. Это поможет укрепить единство государства, достойно преодолеть вызовы и угрозы современности.
Ключевые слова: фальсификация истории, школьники, ментальная война, социокультурная идентичность, смыслы истории, гуманитарное образование
Список литературы: Вяземский Е.Е. Проблема фальсификации истории России и общее историческое образование: теоретические и практические аспекты // Проблемы современного образования. 2012. № 1. С. 28–43. Журухина А.А. Политический дискурс национальной истории Украины: (1996–2011 гг.): автореф. дис. … канд. полит. наук. Москва, 2012. 26 с. Ковшов И.В. Противодействие фальсификации истории Великой Отечественной войны в современной информационной среде как педагогическая проблема: на примере Уральского региона // Мир науки, культуры и образования. 2023. № 3 (100). С. 206–212. Кульчицкий С.В., Лебедева Ю.Г. История Украины: учебник для 10 кл. Киев: Генезис, 2010. 304 с. (Укр.) Кучерук А.С. Рассказы по истории Украины: 5 класс. Киев: Образование, 1992. 216 с. Кучма Л.Д. Украина – не Россия. Москва: Время, 2004. 559 с. Рублев А.С., Реент А.П. Украинские национально-освободительные соревнования 1917 – 1921 гг. Киев: Альтернативы, 1999. 432 с. (Укр.) Сарбей В.Г. История Украины: XIX – начало XX в.: проб. учеб. для 9 кл. сред. шк. Киев: Генезис, 1995. 264 с. Степанков В.С. Переяславская присяга 1654 г.: сущность и последствия. URL: https://elibrary.com.ua/m/articles/view/ (Укр.) Турченко Ф.Г. История Украины: 11 класс: учебник для общеобразоват. учеб. заведений. Киев: Генезис, 2011. 400 с. (Укр.) Турянская О.Ф. Учебник истории как средство формирования социокультурной идентичности школьника // Россия и Донбасс: перспективы сотрудничества и интеграции: материалы Междунар. науч.-практ. конф., 28 июня 2022 г. / отв. ред. М.А. Булавина, В.И. Герасимов. Москва, 2022. С. 508–512. Устинкин С.В., Рудаков А.В. О подходах к формированию системы мер по противодействию фальсификации истории и защите исторического сознания народов России // Власть. 2017. № 7. С. 113–119.
Информация об авторе: Писаный Денис Михайлович, кандидат исторических наук, доцент, Луганский государственный педагогический университет, Луганск, Россия, mypostdmp@mail.ru, https://orcid.org/0009-0009-1317-5217