17
Митрофанова Светлана Юрьевна
Самарский национальный исследовательский университет им. академика С.П. Королева
Механизмы вовлечения молодежи в общественные объединения: региональный кейс
Митрофанова С.Ю. Механизмы вовлечения молодежи в общественные объединения: региональный кейс // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2024. Т. 30, № 2. С. 123-130. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2024-30-2-123-130
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2024-30-2-123-130
УДК: 329.78
EDN: CHNRXM
Дата приема статьи в публикацию: 16.04.2024
Аннотация: Статья основана на реализации коллективного проекта по исследованию идентичностей современной молодежи и практик ее консолидации в Самарской области (рук. С.Ю. Митрофанова, N = 541 (количественный этап), N = 12 (качественный этап), 2023 г.), в котором использована стратегия смешивания методов. Одна из задач проекта состояла в выявлении механизмов вовлечения молодежи в общественные объединения. Кейс Самарской области послужил основой для достижения поставленной цели. Предложено авторское понимание механизма вовлечения молодых в деятельность общественных объединений. Особое внимание уделяется активностям самих молодых, а также каналам и обстоятельствам вовлечения молодежи в общественные объединения. Доказывается первостепенная роль субъекта в работе механизма. Собственные активности молодых связаны с их желанием «внутренней» и/или «внешней» самореализации. Выявлены формальные и неформальные каналы вовлечения молодежи в общественные объединения. Указаны обстоятельства, которые могут быть как способствующими, так и препятствующими вовлечению в общественную деятельность. Выделены два вида механизмов вовлечения молодых в общественные объединения: «открытых дверей» и селекции. Утверждается, что на разных этапах транзиции по общественным организациям и в объединениях различной направленности действуют различные механизмы.
Ключевые слова: молодежь, общественные объединения, механизм вовлечения в общественные объединения, общественные активности молодых, каналы вовлечения в общественные объединения, обстоятельства вовлечения в общественные объединения, стратегия смешивания методов
Финансирование и благодарности: статья выполнена при финансовой поддержке Губернского гранта в области науки и техники (Самарская область); автор выражает благодарность коллегам по проекту О.А. Малакановой, Ю.В. Васькиной, Л.В. Вандышевой, А.А. Пустарнаковой, А.В. Богомоловой за совместный труд, а также С.Н. Майоровой-Щегловой за помощь в разработке идей по обсуждаемому вопросу.
Список литературы: Вандышева Л.В. Социально-медицинское волонтерство в непрофильном вузе // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2023. Т. 29, № 1. С. 95–103. Гревцева Г.Я. Проблема формирования гражданственности и патриотизма учащейся молодежи в системе высшего образования: от протестной к созидательной активности // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2020. Т. 12, № 1. С. 20–29. Грибанова В.А. Формирование гражданской активности студенческой молодежи в воспитательной работе вуза: автореф. дис. … канд. пед. наук. Волгоград, 2016. 26 с. Корж Н.В., Каримова Л.Ф. Проблема патриотизма среди современной молодежи в условиях геополитической напряженности // Наука. Общество. Государство: электрон. науч. журнал. 2022. Т. 10, № 4. С. 80–89. URL: https://esj.pnzgu.ru/files/esj.pnzgu.ru/korzh_nv_karimova_lf_2022_4_09.pdf (дата обращения: 29.02.2024). Коморникова О.М. Проблемы включения молодежи в деятельность общественных организаций в современной России // Историческая и социально-образовательная мысль. 2018. Т. 10, № 5 (2). С. 110–118. Майорова-Щеглова С.Н., Колосова Е.А., Губанова А.Ю. Маршруты офлайн и онлайн-жизни детства: событийный анализ // Ойкумена. Регионоведческие исследования. 2020. № 3. С. 21–34. Общество. Культура. Образование: монография. Кн. 2 / под общ. ред. В.П. Старостина. Москва: Академия Естествознания, 2016. 168 с. Полухина Е.В., Просянюк Д.В. Исследования со смешанными методами (mixed methods research): интеграция количественного и качественного подходов // Политическая концептология. 2017. № 1. С. 49–56. Пушкина М.А. Механизмы привлечения молодежи к участию в общественных движениях на примере г. Санкт-Петербурга // Теории и проблемы политических исследований. 2019. Т. 8, № 1А. С. 71–79. Савинская О.Б., Истомина А.Г., Ларкина Т.И., Круглова К.Д. Концептуальные представления о стратегиях «смешивания методов» (mixed methods research): этапы развития и современные дискуссии // Социологические исследования. 2016. № 8. С. 21–29. Скалина А.М. Гражданственность в современной России: сущность, структура, типология: автореф. дис. ... канд. полит. наук. Уфа, 2008. 20 с. Стратегии смешивания методов (mixed methods research) в социальных исследованиях: исследовательские дизайны и опыт их применения / отв. ред. О.Б. Савинская, Е.В. Полухина. Москва: ВШЭ, 2016–2017. 177 с. Филипова А.Г., Бухтиярова И.Н., Скрыпникова Е.М. Социальная активность детей и общественные организации: ресурсы, ограничения и возможности участия // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2023. Т. 29, № 1. С. 147–155. Харланова Е.М., Сиврикова Н.В., Буравова С.В., Викулов К.В. Участие в общественных объединениях как фактор субъективного благополучия подростков // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2023. Т. 29, № 3. С. 155–163. Morgan D.L. Integrating qualitative and quantitative methods: A pragmatic approach. Thousand Oaks, Calif., Sage, 2014, 288 p. https://doi.org/10.4135/9781544304533
Информация об авторе: Митрофанова Светлана Юрьевна, кандидат социологических наук, доцент, Самарский национальный исследовательский университет им. академика С.П. Королева, Самара, Россия, mitrofanova.syu@ssau.ru, https://orcid.org/0000-0001-9571-9883