3
Карпова Елена Викторовна
Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского
Закономерности трансформации учебной мотивации в условиях цифровизации образования
Карпова Е.В. Закономерности трансформации учебной мотивации в условиях цифровизации образования // // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2024. Т. 30, № 1. С. 23-28. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2024-30-1-23-28
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2024-30-1-23-28
УДК: 37:004.4
EDN: LBFABL
Дата приема статьи в публикацию: 23.04.2024
Аннотация: Представлены теоретические и эмпирические материалы, раскрывающие и объясняющие влияние цифровизации на мотивационную сферу личности в учебной деятельности. Показано, что оно является комплексным и затрагивает основные мотивационные подсистемы. Дифференцирован состав этих подсистем. К ним относятся, в частности, подсистемы внешней и внутренней мотивации, а также мотивации достижения и мотивации безопасности. Доказано, что это влияние выступает подчеркнуто диверсифицированным, сочетая себе как позитивные, так и негативные тенденции. В результате оно приобретает сложный и внутренне противоречивый характер. Обосновано, что различные мотивационные подсистемы характеризуются разной степенью подверженности влиянию со стороны факторов цифровизации, то есть разной сензитивностью к ним. Установлено, что трансформационное влияние факторов цифровизации является различным на основных возрастных этапах, то есть, генетически относительным. Обосновано положение, согласно которому результативным эффектом этих трансформаций выступает синдром снижения когнитивности. Они в целом имеют подчеркнуто негативное влияние на формирование когнитивной сферы личности. Следовательно, раскрытие и последующий учет такого рода негативных тенденций является важнейшим условием для разработки профилактических и корректирующих мероприятий, направленных на оптимизацию мотивационного обеспечения учебной деятельности.
Ключевые слова: мотивация, мотивация учения, цифровизация, компьютерные технологии, снижение когнитивности, учебная деятельность, мотивационные подсистемы
Список литературы: Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. М.: Мысль, 1976. 159 с. Антонова Д.А., Оспенникова Е.В., Спирин Е.В. Цифровая трансформация системы образования // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Сер. Информационные компьютерные технологии в образовании. 2018. № 14. С. 5–37. Бевз С.О., Горягин Р.А. О влиянии гаджетов на когнитивное развитие личности: генезис, история и последствия проблемы // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63-1. С. 439-441. Карпов А.В. Методологические основы психологии информационной деятельности. М.: РАО, 2021. 750 с. Карпова Е.В. Структура и генезис мотивационной сферы личности в учебной деятельности: монография. Ярославль: ЯГПУ, 2007. 570 с. Карпова Е.В. Мотивационные и антимотивационные факторы «перевернутого обучения» // Ярославский педагогический вестник. 2020. №4 (115). С. 1-8 . Карпова Е.В., Афанасьева А.С. Мотивация студентов в дистанционном обучении: монография. Ярославль: ЯГПУ, 2021. 359 с. Карпова Е.В. Информированность в области компьютерной техники как детерминанта успеваемости мотивации учебной деятельности школьников // Психология и жизнь: актуальные проблемы психологии образования и развития личности в современном мире. Матер.VI Междун. научно-практ. конф. Минск: БГПУ, 2022. С. 95-101. Карпова Е.В. Цифровая социализация как фактор генезиса антимотивации учебной деятельности // Дошкольное и начальное образование: теория и практика. Матер. межд.ун. конф. «Чтения Ушинского». Ярославль: РИО ЯГПУ им. Ушинского, 2023. С. 37-44. Карпов А.В., Карпов А.А. Структура метакогнитивной регуляции информационной деятельности. Москва: РАО, 2022. 690 с. Карр Н. Пустышка: Что Интернет делает с нашими мозгами. Санкт- Петербург: Best Business Books, 2012. 256 с. Смолл Г., Ворган Г. Мозг Онлайн. М.: Колибри, 2011. 352 с. Alison A. Cyberpsychology. New York: Oxford University Press, 2015. 296 p. Atkinson J.W. Motivation and achievement. Wash.: Winston, 1974. 519 p. Bell V., Bishop D.V., Przybylski A.K. The debate over digital technology and young people. BMJ 2015 p. 351 Joinson et al. The Oxford Handbook of Internet Psychology. 2007. 520 p. Deci E.L., Ryan R.M. Intrinsic motivation and self-determination in human behavior. N.Y. 1985.371 p.
Информация об авторе: Карпова Елена Викторовна, доктор психологических наук, профессор, Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, Ярославль, Россия, evkar55@yandex.ru, https://orcid //0000-0002-4489-7521