13
Щукина Галина Олеговна
Высшая школа сценических искусств
Организация интегрированных занятий на иностранном языке
Щукина Г.О. Организация интегрированных занятий на иностранном языке // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2023. Т. 29, № 4. С. 98-103. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2023-29-4-98-103
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2023-29-3-98-103
УДК: 373.5.016:811
EDN: LQFGKB
Дата приема статьи в публикацию: 14.08.2023
Аннотация: В статье рассматривается опыт внедрения элементов актёрского, сценарного, поэтического, музыкального и художественного тренингов для развития различных иноязычных умений и навыков. Учитывая благотворное влияние полихудожественного подхода в организации учебного процесса, автор делает попытку привлечения приёмов и упражнений из арсенала профессиональной подготовки работников искусства для обеспечения качественно новых результатов обучающихся, особенно в области спонтанного говорения и письма. Интеграция искусств наряду с интеграцией всех иноязычных умений и навыков обеспечивает прочную базу для достижения высшей точки владения иностранным языком – самостоятельной импровизации для успешной коммуникации в любой жизненной ситуации. Полифония образов создаёт в классе благоприятную атмосферу для формирования вторичной языковой личности в каждом учащемся. Иерархическая структура полихудожественного переживания Б.П. Юсова легла в основу организации цикла занятий по иностранному языку. Выявлено, что изменение авторитарного педагогического стиля ведения уроков английского языка в сторону полифонического сотворчества способно раскрыть языковой потенциал учащихся в начинающих группах и обеспечить переход к уровню образно-ассоциативного мышления на изучаемом языке в продвинутых группах независимо от основной специализации обучения.
Ключевые слова: интеграция, полихудожественность, режиссура урока, иностранный язык, продуктивные и рецептивные языковые навыки.
Список литературы: Букатов В.М., Ершова А.П. Нескучные уроки: обстоятельное изложение социо/игровых технологий обучения: пособие для учителей физики, математики, географии, биологии и химии. Санкт-Петербург: Школьная лига, 2013. 240 с. Ванслов В.В. Что такое искусство. Москва: Изобразительное искусство, 1989. 326 с. Горина В.А. Формирование языковой личности в условиях преподавания второго иностранного языка // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2015. № 4 (715). С. 44–55. Горицкая Ю.В. Методологические основы изучения категории вторичная языковая личность // Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. 2014. № 7 (336). Вып. 89. С. 152–154. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. 7-е изд. Москва: Изд-во ЛКИ, 2010. 264 с. Коэн Л. Метод Ли Страсберга: сб. упражнений по актерскому мастерству: пер. с англ. Москва: Альпина нон-фикшн, 2018. 310 с. Момотова Ю.Г. Понятие и структура языковой и вторичной языковой личности // Вестник ВятГУ. 2011. № 2-3. С. 109–114. Савенкова Л.Г. Педагогические условия внедрения в практику обучения школы интегрированного направления работы // Педагогика искусства. 2010. № 4. URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/savenkova12-12-2010.pdf (дата обращения: 18.08.2019). Савенкова Л.Г., Степанова С.Ю. Интегрированные технологии в процессе освоения иностранного языка // Педагогика искусства. 2020. № 2. URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/savenkova_stepanova_39-45.pdf (дата обращения: 19.11.2021). Станиславский К.С. Собрание сочинений: в 9 т. Москва: Искусство, 1991. Т. 4. Работа актера над ролью: материалы к книге / сост., вступит. ст. и коммент. И.Н. Виноградской. 399 с. Халеева И.И. Основы теории обучения пониманию иноязычной речи. Москва: МГЛУ, 1989. 236 с. Чехов М.А. Литературное наследие: в 2 т. / ред. коллегия Н.Б. Волкова, М.О. Кнебель, Н.А. Крымова и др. 2-е изд., испр. и доп. Москва: Искусство, 1995. Т. 2. 588 с. Юсов Б.П. Современная концепция образовательной области «Искусство» в школе // Виды искусства и их взаимодействие. Москва, 2001. 28 с. Юсов Б.П. Стратегия взаимодействия искусств в воспитании школьников: (Новая парадигма) // Взаимодействие искусств: методология, теория, гуманитарное образование: материалы междунар. науч.-практ. конф., г. Астрахань, 25-29 авг. 1997 г. / под ред. Л.П. Казанцева; сост. П.С. Волкова. Астрахань, 1997. 239 с. Boyd E., Edwards L. Gold Experience C1. Student's Book & Interactive eBook with Digital Resources & App. Pearson, 2021, 184 p. Graffmann H. et al. Optimal A2. Lehrwerk für Deutsch als Fremdsprache. Lehrbuch, Langenscheidt KG. Berlin und München, 2005, 114 s. Hagan U. A Challenge for the Actor. New York, Charles Scribner’s Sons, 1991, 336 p. Hagan U. Respect for Acting. 1st edition. Hoboken, New Jersey, John Wiley & Sons, Inc., 2008, 243 p. Hinkel E. Integrating the Four Skills: Current and Historical Perspectives. Oxford Handbook in Applied Linguistics, ed. by R.D. Kaplan. Oxford, Oxford University Press, 2010, pp. 110-126. Paget D. ‘Verbatim Theatre’: Oral History and Documentary Techniques. New Theatre Quarterly. Cambridge University Press, 1987, vol. 3, No. 12, pp. 317-336. Richards J.C., Schmidt R. Longman Dictionary of Language Teaching and Applied Linguistics. 3rd Ed. Harlow, Pearson Education Limited, 2010, 644 p. Travis M.W. Directing Feature Films: The Creative Collaborarion Between Director, Writers, and Actors. Michael Wiese Productions, 2002, 350 p. Widdowson H.G. Teaching Language as Communication. Oxford, Oxford University Press, 1978, 180 p.
Информация об авторе: Щукина Галина Олеговна, кандидат филологических наук, доцент, Высшая школа сценических искусств, Москва, Россия; Университет «МИР», Самара, Россия, gshchukina@gmail.com