pluzhenskaya-lv-vestnik-pip-2023-4.pdf |
- 1
- Персуазивность рекламного дискурса как инструмент формирования гражданской идентичности молодежи
- Плуженская Л.В. Персуазивность рекламного дискурса как инструмент формирования гражданской идентичности молодежи // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2023. Т. 29, № 4. С. 5-15. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2023-29-4-5-15
- DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2023-29-4-5-15
- УДК: 316.66
- EDN: YPMAMC
- Дата приема статьи в публикацию: 10.12.2023
- Аннотация: Возрастающая конфликтогенность информационного общества выводит задачу формирования гражданского самосознания молодежи в приоритетные направления «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года». В статье рассматривается феномен коммерческой рекламы как института социализации молодежи, обеспечивающего не только реализацию потребительских установок, но и способствующего интериоризации молодыми россиянами форм гражданской идентичности, опосредованных репрезентацией общественно одобряемых ценностных установок. Концептуальная модель эвокативного анализа рекламного дискурса детерминирована интегративным подходом, включающим известные методы психолого-педагогического, социологического и аксиологического анализа, а также методы политической медиаметрии, адаптированные под задачи исследования. Проведенное исследование персуазивности коммерческой рекламы выявило возникновение в молодежной аудитории эффекта эвокации аксиологических установок, комплиментарных гражданскому самоопределению личности.
- Ключевые слова: гражданская идентичность, ценностные ориентации, коммерческая реклама, персуазивность рекламы, эвокация.
- Список литературы: Алексеева В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психологический журнал. 1994. Т. 5, № 3. С. 63–70. Артюхов А.В., Ребрышева Л.В., Савицкая Ю.П. Влияние рекламы на систему ценностных ориентаций молодежи // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2020. № 5 (68). С. 20–28. Бугайчук Т.В. Становление гражданской идентичности молодого поколения в период социокультурной трансформации современной России: монография. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2021. 319 с. Зборовский Г.Е. Общая социология. Москва: Гардарики, 2004. 591 с. Коряковцева О.А., Доссэ Т.Г. Феноменологический подход к формированию гражданской идентичности российской молодежи // Ярославский педагогический вестник. 2016. № 6. С. 29–35. Коряковцева О.А. Формирование гражданской идентичности молодежи как фактора единения российского общества // Траектория политического развития России: институты, проекты, акторы: материалы всерос. науч. конф. РАПН с междунар. участием. Москва: Московский пед. гос. ун-т, 2019. С. 211–212. Лещук Н.С. Реклама как средство социализации и инкультурации: современный подход // Научный вестник МГТУ ГА. Сер.: История, философия, социология. 2009. № 142. С. 144–149. Пидшморг Ю.В. Социокультурное воздействие рекламы на ценности современного российского общества: дис. … канд. культурологии. Краснодар, 2009. 262 c. Плуженская Л.В. Коммерческая реклама как аксиологический ресурс воспитательной деятельности // Вестник Костромского государственного университета. Сер.: Психология. Педагогика. Социокинетика. 2022. Т. 28, № 3. С. 25–34. Савицкая В.Ю. Реклама как фактор социокультурной динамики: дис. … канд. культурологии. Санкт-Петербург, 2005. 183 с. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года от 29 мая 2015 № 996-р. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70957260/ (дата обращения: 25.09.2021) Текст рекламы Kinder Chocolate. URL: https://www.youtube.com/watch?v=UNAYPXMPii8 (дата обращения: 25.09.2021) Текст рекламы Kinder – Всегда Сюрприз. URL: https://dzen.ru/video (дата обращения: 25.09.2021). Текст рекламы Несквик – Баланс вкуса и пользы. URL: https://timerek.ru/2021/08/21/reklama-nesquik-rastem-veselo-2021 (дата обращения: 25.09.2021). Текст рекламы «Tess». URL: https://timerek.ru/2020/05/30/reklama-tee-Tess-2020 (дата обращения: 24.09.2021). Текст рекламы «Pepsi». URL: https://www.ntv.ru/peredacha/Govorim_i_pokazyvaem/m17040/ o95736/video/ (дата обращения: 18.11.2021). Текст рекламы «Coca-Cola». URL: https://www.sostav.ru/publication/razbor-kejsa-Coca-Cola-22361.html (дата обращения: 01.10.2021). Текст рекламы «Lays». URL: https://rekportal.ru/works/teleroliki/Lays-dali-zharu (дата обращения: 21.11.2021). Титова Е.С. Реклама в системе факторов формирования правовой культуры личности: дис. … канд. социол. наук. Тюмень, 2005. 211 с. Тогошиева А.В. Влияние рекламы на процесс социализации учащейся молодежи: дис. … социол. пед. наук. Улан-Удэ, 2009. 149 с. Ball-Rokeach S., Rokeach M., and Grube J.W. The Great American Values Test: Influencing Behavior and Belief Through Television. New York, Free Press, 1984, 190 p. Durkheim E. The Division of Labour in Society, trans. by W.D. Halls, intro. Lewis A.Coser. New York, Free Press, 1997, 352 p. La Piere R. Attitude versus action. Theory and Measurement Attitude, eds. by Fishbein M., John N. N. Y., 1967, pp. 213 Touraine A. The Post-Industrial Society. Tomorrow`s Social History: Classes, Conflicts, and Culture in the Programmed Society. N. Y., Random house Publ., 1971, 244 p. O'Shaughnessy J., Consumer B. Perspectives, Findings & Explanations. New York, Palgrave Macmillan Publ., 2013.